Оказываемые услуги и продаваемые товары должны соответствовать установленным требованиям. Это закреплено как в общих, так и специальных нормах права. Если это нарушается или не исполняется вовсе, любой человек может подать заявление в суд.
Нарушение прав потребителя
Ненадлежащее осуществление исполнителем или продавцом своих функций является поводом для клиента обратиться с жалобой.
По сложившейся практике и действующим нормам можно выделить следующие примеры нарушения прав потребителей:
- Истечение срока годности продукции. В соответствии с нормами законодательства человек может вернуть деньги за такой товар или просить его равноценной замены. Если чек о покупке не сохранился, то потребуются показания двух свидетелей о том, что продукция действительно была приобретена.
- Расхождение отпускной цены товара с указанной на упаковке. В этом случае можно требовать возмещение разницы.
- Ремонт изделия в принудительном порядке. Часто человек требует выплаты денежной компенсации за некачественный товар, но несмотря на это продавец пытается устранить неисправность и выдать изделие покупателю.
- Повреждение упаковки или самой продукции. Покупатель не несет ответственности за сохранность товара, который он ещё не приобрел.
- Нарушение сроков проведения специальной оценки. В соответствии с требованиями законодательства экспертиза проводится в установленный временной период. Срок составляет десять фактических суток. В противном случае возникает повод для жалобы.
- Нахождение личных вещей покупателя в ячейке для хранения. Продавец будет нести ответственность за обеспечение сохранности только в том случае, если это указано в локальных нормативных правовых актах.
- Необоснованный досмотр продавца. Если у обслуживающего персонала возникли подозрения, что потребитель пытается вынести неоплаченный товар, то произвести обыск человека работники торговли не могут. Для этого необходимо вызвать полицию.
Нарушения прав потребителей могут быть и другими. Любой желающий может обратиться с жалобой по своему личному усмотрению.
Законодательное регулирование
В частности, в нем отражены гарантии каждому на качественное обслуживание, возврат денег, замену негодного товара равноценным. Потребитель может решать возникший спор любым удобным для него способом, например, провести переговоры с продавцом или направить исковое заявление в суд.
Указанный Закон является основным нормативным актом, который регулирует вопросы такого характера. В некоторых нормах Гражданского кодекса РФ также упоминаются права потребителя, например, глава 30 полностью посвящена купле-продаже. Утверждено большое количество специальных нормативных актов о реализации различных видов товаров и оказании услуг.
Досудебное урегулирование спора
Прежде чем инициировать процедуру официального разбирательства покупатель должен написать обращение о некачественном товаре непосредственно продавцу. Предъявление претензии является обязательным условием в вопросах защиты прав потребителей. Это характеризуется тем фактом, что каждая из сторон имеет право на мирное решение спора.
В тексте претензии необходимо отразить следующее:
- Полное наименование продавца или исполнителя, адрес его расположения.
- Сведения о покупателе или заказчике – фамилия, имя, отчество, место проживания или нахождения, контактный телефон, данные электронной почты.
- Обстоятельства случившегося – дата и предмет договорных отношений.
- Предмет покупки или заказа.
- В чем выразилось нарушение – был просрочен товар, качество продукции не соответствовало установленным требованиям.
- Предложение о вариантах выхода из сложившейся ситуации – замена продукции, возврат денег, проведение ремонта за счет продавца.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата претензии.
Оформленное обращение должно быть подписано инициатором. Срок ответа на претензию в этом случае составляет десять фактических суток. При этом продавец не обязан удовлетворять просьбу человека. Он должен лишь отправить ответ любого содержания.
Процедура обращения в суд
Если претензионный порядок не принес своих результатов, то человек может обратиться за защитой своих прав в уполномоченную госбюджетную инстанцию. Подведомственность дел такого характера определена в статье 17 Законе РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой человек может направлять иск по месту нахождения продавца, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. То есть обращение может рассмотреть и мировой судья при условии, что указанная в заявлении сумма не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Инициатор должен составить документ в письменном виде и приложить к нему все имеющиеся сведения и данные, которые будут являться обоснованием поданного иска. Собранный информационный пакет человек должен направить в суд. Сведения можно представить следующими способами:
- Передать материалы лично. В этом случае инициатор может понести дополнительные транспортные расходы. Однако такой вариант позволяет истцу исправить на месте возможные ошибки или неточности и получить подробные объяснения о порядке их устранения.
- Переслать по почте. Этот способ исключает затраты на проезд. Но в данном случае возникает риск отрицательного результата для инициатора, если последний допустит ошибку при оформлении материала.
- Использовать услуги своего законного представителя. Доверенное лицо в этом случае должно иметь на руках документ, удостоверяющий личность, и доверенность, подтверждающую его полномочия.
- Пересылка по интернету. Для реализации такого способа истцу потребуется использовать специальные технические средства для перевода всей документации в электронный формат.
- Курьерская доставка. В этом случае человек будет нести дополнительные расходы, связанные с оказанием услуг.
Любой из указанных вариантов инициатор выбирает по своему усмотрению, исходя из особенностей сложившейся ситуации и финансовых возможностей.
Исковое заявление
Обращение инициатор должен оформить правильно, соблюдая установленные требования. В тексте заявления надо указать всю исчерпывающую информацию, которая будет раскрывать суть иска. Необходимо включить в содержание обязательные сведения и данные. Следует отметить, что инициатор в этом случае освобождается от уплаты госпошлины.
Правила составления
Пример оформления иска можно найти на сайте суда или позаимствовать образец при личном посещении инстанции. Для составления используется обычный лист офисной бумаги. Написать текст можно от руки или при помощи технических печатных средств. В содержании не допускается использование фраз или слов, оскорбляющих человеческое достоинство, либо ненормативную лексику. Текст должен быть читаемым.
Форма и содержание
Заявление составляется в письменной форме. В тексте необходимо отразить следующую информацию:
- Название судебной инстанции, в которую направляется обращение, с указанием её адреса.
- Данные об истце – полные фамилия, имя, отчество, место фактического нахождения или проживания, контактный телефон, электронная почта.
- Суть иска – дата происшествия, его обстоятельства.
- В чем выразилось нарушение, какие права были ограничены.
- Меры, которые принимались для досудебного урегулирования спора. Результат такой процедуры.
- Требования истца – взыскание денежных средств за товар или причиненный ущерб, замена некачественной продукции на равноценную, ремонт за счет продавца.
- Перечень прилагаемой документации.
- Дата оформления искового заявления.
Обращение должно быть подписано инициатором.
Перечень прилагаемых документов
Чтобы предъявить иск, обратившийся человек должен приложить к нему необходимые сведения и данные, обосновывающие его позицию. Сюда можно отнести – заключенный договор, акт выполненных работ, гарантийный талон, чеки об оплате товара, ответы на досудебные претензии. Такой перечень не является исчерпывающим. Если по каким-то причинам истец не может представить необходимую информацию, суд самостоятельно запрашивает её у третьих лиц. Для рассмотрения подходят как оригиналы, так и заверенные копии документов.
Рассмотрение иска в суде
После передачи исковых материалов по подсудности они подвергаются детальному анализу и назначается заседание. О времени и месте разбирательства стороны спора должны быть извещены надлежащим образом. Это реализуется путем направления повесток, уведомлений посредством мобильной телефонной связи или через интернет.
В день заседания помощник судьи должен проверить явку всех вызванных и установить причину отсутствия представителя какой-либо из сторон.
Следует отметить, что истец и ответчик обязаны направить письменный отзыв на требования другой стороны и сообщить о причинах своего неучастия в разбирательстве. Даже в случае отсутствия одной из сторон заседание будет проведено без участия таковой.
В ходе судебного разбирательства специалист, рассматривающий дело, опрашивает всех явившихся. Устанавливаются причины нарушения и выясняются способы мирного урегулирования спора. После этого ещё раз анализируются представленные документальные материалы. Если их недостаточно, то заседание может быть перенесено для представления или истребования недостающей информации. Следует отметить, что в ходе разбирательства истец может заявить дополнительные требования, а также частично или полностью отказаться от уже предъявленных. Аналогичными правами обладает и ответчик. Он может признать ходатайство инициатора целиком или некоторую его часть.
После изучения всех представленных документов и опроса явившихся судья удаляется в отдельное помещение для вынесения решения. Результат доводится до каждой из сторон спора путем прочтения вслух. В случае несогласия с вынесенным решением как истец, так и ответчик имеют право его обжаловать до вступления судебного заключения в силу. После истечения срока аннулирования, заверенные копии документа направляются каждой из сторон, для сведения и исполнения.
Судебное решение может быть выдано истцу или ответчику и в день вынесения, но в этом случае на нем не будет заверительной надписи о вступлении в силу. Чаще всего это делается, если одна из сторон намерена обжаловать итог разбирательства.
Результат рассмотрения дела
После завершения заседания суд должен вынести решение по делу. Результатом в данном случае может быть:
- Полное удовлетворение заявленного иска. Это выражается в возмещении причиненного ущерба, возврате денег, замене некачественного товара на равноценный.
- Частичное удовлетворение требований истца. Такое происходит в случае, если некоторые пожелания были признаны необоснованными.
- Отказ в требованиях. Это характерно, когда иск признан незаконным.
- Оставление обращения без рассмотрения. Такое случается, если решение вопроса находится вне компетенции суда или пропущены сроки исковой давности.
В любом случае при несогласии с результатом рассмотрения истец может обращаться в суд с жалобой.
Добавить комментарий