Особенности увольнения при реорганизации предприятия

Увольнение при реорганизации предприятия происходит в случаях изменения внутренней структуры компании.

Любые перемены в деятельности компании затрагивают интересы всех работающих, независимо от занимаемой должности. Это касается и процесса преобразования компании. Такая процедура может повлечь необходимость уволить некоторое количество работников, либо сами труженики откажутся работать в новых условиях.

Реорганизация предприятия

Данный процесс несколько отличается от ликвидации или изменения штатной структуры, так как компания не прекращает свое существование полностью, а лишь несколько трансформируется. Инициатором прекращения может выступать как руководитель, собственник или учредители организации, так и сам работник. То есть трудовые отношения могут прекратиться вследствие инициативы нанимателя или труженика. Преобразование компании может выражаться в различных формах. Однако способ переустройства на процедуру прекращения отношений влияния не оказывает.

Понятие и основные виды

Процесс заключается в изменении структуры компании. Такое обусловлено не только передачей организации новому владельцу, но и получением дополнительных ресурсов прежним собственником.

Обычно преобразование компании имеет место, если соответствующее решение было принято учредителями, или уполномоченным ими органом.

Процедура изменения может происходить несколькими способами:

  1. Слияние. Представляет собой объединение двух и более организаций в новую компанию. В данном случае старые юридические лица упраздняются, и на их базе возникает новое, со своими локальными нормативными актами.
  2. Разделение. Для него характерен распад организации на несколько более мелких частей, которые по сути своей являются отдельными самостоятельными фирмами.
  3. Присоединение. Представляет собой вхождение одной компании в другую. В этом случае присоединенная организация автоматически упраздняется, а все её ресурсы и персонал переходят к новому владельцу.
  4. Преобразование. Суть такого процесса заключается в прекращении деятельности компании и создание на её базе нового юридического лица.
  5. Выделение. В данном случае происходит образование новых фирм, из составных частей реорганизуемой компании, которая продолжает свою деятельность. При этом новые юридические лица обретают самостоятельность.

Независимо от вида переустройства организации, такой процесс может повлечь за собой прекращение трудовых отношений с некоторыми работниками.

Сокращение после реорганизации

Процедура реорганизации может стать причиной ликвидации старых подразделений и создание новых отделов. Соответственно это может потребовать произвести некоторые кадровые перестановки.

Такими полномочиями наделяется новый владелец компании. Он обладает правом прекратить трудовые отношения с прежним руководителем и главным финансовым специалистом, предупредив последних о таком факте не позднее трех фактических месяцев, с момента реорганизации фирмы. Однако этот повод к сокращению отношения не имеет.

Этот принцип распространяется и на остальных работников.

При отказе от сотрудничества с новым владельцем, человек будет уволен в связи с реорганизацией. То есть в указанных обстоятельствах оснований для увольнения по сокращению не имеется. Эту процедуру можно реализовать только после того, как новый собственник вступит в свои права. При этом необходимо соблюдать общий установленный порядок прекращения трудовых отношений, определенный для такой ситуации.

Преимущественное право на оставление на работе

Для некоторых категорий работников предусмотрены гарантии сохранения должности в случае сокращения.

К таковым отнесены:

  1. Работники, которые содержат и обеспечивают более одного иждивенца.
  2. Единственный кормилец в семье.
  3. Получившие травму или профессиональное заболевание в процесс исполнения обязанностей по занимаемой должности.
  4. Участники боевых действий, которые были ранены.
  5. Работники, направленные нанимателем на повышение уровня своей квалификации.
  6. Не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением случаев, согласованных с трудовой инспекцией.

Однако на процедуру реорганизации такие правила не распространяются. То есть продолжать работу какое-то время могут все без исключения труженики, если они пожелают остаться. И только после начала процесса сокращения новым собственником, преимущества будут иметь указанные выше категории.

Процедура расторжения договора

Безусловно, что реорганизация может повлечь за собой необходимость изменить число работников частично или полностью. Однако порядок увольнения тружеников в случае переустройства организации несколько отличается от процесса сокращения.

Прежде всего, необходимо проинформировать работающих о предстоящих переменах и новых условиях осуществления профессиональной деятельности. При этом речь не идет о предложении людям других должностей, а об изменении обязанностей в пределах занимаемых мест. На данном этапе может произойти частичный уход тружеников, поскольку некоторые из них не согласятся работать в новых условиях, и будут увольняться по личному желанию, взаимному согласию сторон или в связи с отказом от новых правил деятельности.

После того как все специалисты были извещены, необходимо определить для себя круг людей, кто отказался от предложенных условий. Дополнительных сообщений в данном случае направлять не следует, поскольку о возможном прекращении трудовых отношений все информируются ранее, до начала переустройства компании.

Затем необходимо направить уведомления в службу занятости о предстоящем высвобождении специалистов, для того, чтобы в последующем им безотлагательно была оказана помощь в трудоустройстве. Аналогичные извещения направляются в налоговую инстанцию и Пенсионный фонд, поскольку вычеты из зарплат будут временно прекращены.

Далее необходимо оформить и утвердить приказ в отношении увольняемых, с которым последние должны быть ознакомлены под подпись. Также нужно оформить трудовые работников.

В день увольнения каждому уходящему необходимо выдать на руки личную рабочую книжку, а также, по просьбе людей, другие документы, имеющие отношение к их деятельности – копии приказов о приеме, переводах и увольнении, справки о полученных доходах и произведенных удержаниях. В обязательном порядке в последний день работы каждый человек должен получить причитающиеся ему денежные средства.

Оформление кадровых документов

Составление необходимых бумаг в отношении увольняемых, возложено на руководителя компании либо на другое должностное лицо, уполномоченное собственником.

К обязательным документам отнесены – извещение работнику о предстоящем увольнении, приказ руководителя об освобождении человека от занимаемой должности, оформленная трудовая книжка, другие сведения, имеющие отношения к работе.

Уведомление

Составление необходимых документов начинается с уведомления сотруднику о реорганизации компании. Оно составляется в письменной форме.

В тексте необходимо отразить:

  1. Регистрационный номер и дату составления.
  2. Наименование организации.
  3. Сведения о работнике – полные фамилия, имя, отчество, занимаемая должность. Домашний адрес указывается только в случае направления извещения по почте.
  4. Дату прекращения трудовых отношений и причины, послужившие этому со ссылкой на статью Трудового кодекса.
  5. Подпись руководителя.

Извещение вручается человеку под подпись. Оно также может быть направлено специальной почтовой корреспонденцией, с уведомлением о вручении адресату.

Отказ от получения должен быть оформлен путем составления акта.

Приказ

Оформление распоряжения также является обязательным документом, который должен быть составлен при увольнении работника.

В тексте указывается:

  1. Название компании.
  2. Номер регистрации и число издания распоряжения.
  3. Причина и дата окончания делового сотрудничества.
  4. Сведения об увольняемых работниках – полные фамилии, имена, отчества, название занимаемых должностей.
  5. Причитающиеся к выплате суммы.
  6. Подпись руководителя.

С содержанием приказа должны быть ознакомлены все труженики, которых он касается. Подписи ставятся на самом документе либо на отдельном листе, который приобщается к распоряжению. В случае отказа от прочтения составляется акт.

Запись в трудовую книжку

В личную рабочую книжку каждого увольняемого должна быть внесена запись о причинах прекращения сотрудничества. На практике это делает кадровый специалист. Для таких целей используется канцелярская ручка с пастой черного, фиолетового или синего цвета. Все данные должны соответствовать содержанию приказа.

Запись включает в себя:

  1. Номер по порядку.
  2. Дату прекращения трудовых отношений.
  3. Формулировку увольнения в соответствии с распоряжением, со ссылкой на нормы ТК.
  4. Основание для внесения записи. Им является приказ, то есть его номер и дата.

Отметка подписывается руководителем компании либо уполномоченным им или собственником должностным лицом и заверяется печатью организации. Исправления и сокращения не допускаются.

Ошибочная запись должна быть аннулирована, а только после этого вносится правильная.

Положенные выплаты

В день увольнения каждому работнику, освобождаемому от занимаемой должности, необходимо выплатить причитающиеся денежные суммы.

В окончательный расчет будут включены:

  1. Заработанные денежные средства. Составляющие части такой суммы зависят от порядка оплаты труда, который применяется в компании. На практике сюда включаются – оклад по занимаемой должности, надбавки за квалификацию и стаж деятельности в организации, премия.
  2. Компенсация за неиспользованные дни оплачиваемого отдыха. Денежные средства в этом случае выплачиваются за дни как основного, так и дополнительного отпуска.

Причитающиеся суммы выдаются человеку на руки под подпись в платежной ведомости либо зачисляются на банковский счет.

Добавить комментарий