Зачем нужен уголок потребителя?

Уголок потребителя — это обобщенная и систематизированная информация для покупателей товаров и заказчиков услуг. Он должен иметься в наличии у любого реализатора или исполнителя.

Приобретая товар или заказывая услуги, каждый человек хочет получать достоверную информацию не только о предмете сделки, но и о самом продавце. Такие сведения и данные должны предоставляться клиенту немедленно, по первому его требованию. Узнать эту информацию можно у представителя реализатора или исполнителя. Однако для удобства в каждой торговой точке должны быть оборудованы специальные стенды. Это правило, определенное законодательством. За неисполнение указанного требования к виновной стороне могут применяться меры воздействия различного характера.

Уголок потребителя

Уголок потребителя оформляется в виде стенда, который надо разместить в определенном месте. Информация, которую он содержит должна отражать сведения, которые касаются перечня реализуемых товаров или оказываемых услуг, а также характера работы продавца или исполнителя. Такое правило распространяется на деятельность любой организации, будь то юридическое лицо или ИП. Также не имеет значения вид торговой точки. Это может быть кафе, ресторан, магазин или супермаркет.

Законодательные аспекты

Действующим законом утвержден ряд нормативных актов, которые регулируют вопросы, касающиеся уголка потребителя. Сюда входит не только порядок оформления соответствующих стендов, но и характер информации, которую они должны содержать.

К таким нормативным правовым актам отнесены – Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Оформление стенда

Информационный блок надо оформить так, чтобы он выглядел должным образом. Для изготовления уголка чаще всего используются полимерные материалы. Сам стенд можно заказать в организации, которая занимается производством подобной продукции. Расходы в этом случае берет на себя продавец.

Прежде всего, необходимо определить размеры изделия. Они будут зависеть от объема информации. Допускается оформление стенда из нескольких составляющих частей, чтобы учитывать специфику структуры уголка. Затем следует предусмотреть отдельные карманы, для помещения в них необходимой документации. Расцветка избирается в соответствии с пожеланиями заказчика. Все отделения и карманы должны быть прозрачными, и обеспечивать сохранность помещенной информации, то есть документы необходимо ограждить от попадания на них влаги и пыли. Информация, содержащаяся на стенде, оформляется на русском. А также, по усмотрению продавца, на языках субъектов Российской Федерации или народов РФ.

Следует отметить, что изготовить стенд продавец может и самостоятельно. Главное, чтобы они имел грамотную и логичную структуру, а информация, размещенная на нем, была читаема.

Место для размещения

Информационный стенд должен быть размещен правильно. Согласно закону, определенного места для нахождения уголка нет. Единственным обязательным условием в данном случае является доступность стенда. Он должен быть размещен в таком месте, чтобы покупатели могли беспрепятственно ознакомиться с его содержанием. Например, не допускается располагать уголок в кабинете руководителя, специалистов, а также в технических помещения, куда доступ посторонним ограничен. На практике информационный стенд всегда вывешивается при входе в торговую точку.

Перечень необходимой информации

На стенде должны содержаться такие данные:

  1. Название магазина, данные о его руководителе или владельце.
  2. Адрес и номера контактных телефонов.
  3. Список товаров, которые можно приобрести у реализатора, либо список оказываемых исполнителем услуг.
  4. Режим работы продавца.
  5. Правила обслуживания.
  6. Номера телефонов экстренных служб.
  7. Порядок предъявления потребительских требований и претензий.
  8. Данные вышестоящей организации управления. Это характерно для госбюджетных инстанций.
  9. Сведения об органах Роспотребнадзора, которые могут контролировать деятельность торговой точки.
  10. Список покупателей, которым предоставляются скидки и льготы, а также обслуживание во внеочередном порядке. Сюда можно отнести – ветеранов и инвалидов ВОВ, героев труда, людей с ограниченными возможностями первой и второй групп.
  11. Запрет о реализации алкогольной продукции и табачных изделий лицам, которые не достигли определенного возраста.
  12. Местонахождение книги предложений и жалоб.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Реализатор, по своему усмотрению может дополнять список другими сведениями. Следует отметить, что обновление информации на стенде является обязанностью продавца. Со временем размещенные сведения и данные могут измениться, или устареть. В этом случае исполнитель или реализатор обязан их обновить, или вовсе убрать. Также замена информации потребуется в случаях, когда документация пришла в негодность или истек срок её действия.

Прилагаемые документы

Законом определено, что, кроме обязательной информации, на стенде должна располагаться необходимая документация. В неё включены сведения, которые касаются нормативных правовых актов в сфере торговли и оказания услуг, а также локальные данные.

В такой перечень входит следующее:

  1. Копия или выписки из ЗоЗПП, и Постановления Правительства РФ № 55. В данном случае нет необходимости размещать указанные нормативные акты в полном объеме. Достаточно выписок, которые непосредственно касаются деятельности реализатора или исполнителя.
  2. Копия выданной лицензии на осуществление определенного вида деятельности. Это относится к случаям, когда для продажи товаров или оказания услуг определенного вида требуется специальное разрешение.
  3. Копия или сканированная версия свидетельства о внесении в особый государственный перечень организаций.
  4. Заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о том, что товары или услуги соответствуют требованиям санитарных норм.
  5. Книга отзывов и предложений. К такому документу должна быть прикреплена канцелярская ручка с пастой черного, фиолетового или синего цвета. Хотя такое правило не является обязательным условием, рекомендуется это делать, чтобы избежать недовольства со стороны потребителя. Следует отметить, что нет необходимости размещать саму книгу на стенде. В целях обеспечения сохранности документ может находиться в другом месте. В таком случае нужно будет разместить на стенде информацию о лице, ответственном за выдачу и ведение книги, а также о порядке её получения.
  6. Выписки из санитарных норм и правил. Это актуально для организаций общественного питания, торговли продовольственной продукцией и бытового обслуживания людей.
  7. План пожарной эвакуации, утвержденный руководителем и согласованный с органом по чрезвычайным ситуациям.
  8. Прайс-лист по перечню и стоимости оказываемых услуг.

Для каждого документа должна быть предусмотрена отдельная папка или карман.

Ответственность за отсутствие

За нарушение правил торговли к реализатору могут быть применены определенные меры воздействия.

Чаще всего это инициирует Роспотребнадзор, который осуществляет контроль в сфере продаж и оказания услуг. В данном случае речь идет о нарушении иных прав потребителей. Для таких ситуаций предусмотрена административная ответственность. Уголовное преследование в данном случае осуществляться не будет. Меры воздействия могут применяться к ответственным должностным лицам, ИП или к организации в целом.

Когда речь идет о компании, то административным наказанием все может и не ограничится. Взыскание такого характера, налагаемое на юридическое лицо, наносит материальный ущерб компании. В такой ситуации руководитель может провести внутреннее расследование, с цель установления причин проступка и определения виновного лица. После этого нарушитель может быть привлечен к материальной ответственности. То есть из заработка виновного будут взысканы денежные средства для возмещения причиненного ущерба.

Меры наказания

Административные меры воздействия за отсутствие уголка потребителя указаны в статье 14.8 КоАП РФ. В данном случае на ответственное лицо или индивидуального предпринимателя налагается денежный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридическое лицо – от пяти до десяти.

Добавить комментарий