Куда пожаловаться на управляющую компанию

Жалоба на управляющую компанию в Москве направляется в случаях, если она ненадлежащим образом исполняет возложенные на неё обязанности, либо вообще самоустранилась от них.

УК является самостоятельным юридическим лицом, которое, как и ТСЖ обязано обеспечивать и контролировать коммунальное обслуживание собственников жилья.

Управляющие компании пришли на смену ЖЭУ и ЖЭКам. С такой организацией жильцы домов и квартир заключают договора об обслуживании жилого массива. Указанное юридическое лицо в течение срока действия соглашения обязано подчиняться требованиям собственников. Если Управляющая компания начинает бездействовать, то жильцы могут не только направлять претензии в УК, но и жалобы в уполномоченные официальные инстанции. Законодательство установлен перечень бюджетных организаций, куда собственники могут обратиться.

Поводы для обращения в Управляющую компанию

Прежде чем направлять жалобы в официальные инстанции, потребители могут обратиться в саму УК с требованием о надлежащем выполнении взятых на себя обязательств и решении возникающих проблем.

На практике можно выделить следующие поводы для этого:

  1. Регулярная неисправность систем водоснабжения, подачи электроэнергии и газа. В этом случае требования будут связаны устранением поломок.
  2. Затопление жилых помещений вследствие нарушения системы снабжения, которым причинен ущерб жильцам.
  3. Неправомерное отключение горячей воды и отопления.
  4. Необоснованное повышение квартплаты и как следствие возникновение необходимости перерасчета. В данном случае информация берется собственниками из содержания квитанций, оформляемых Управляющей компанией.
  5. Ненадлежащая уборка мест общего пользования и прилегающей территории.
  6. Несвоевременный вывоз мусора.
  7. Неправомерный отказ в рассмотрении жалоб и предложений.

По поводу плохого качества оказываемых услуг могут обращаться как собственники многоквартирных, так и частных домов. Претензии жильцов должны быть рассмотрены в установленный законом срок. В противном случае должностные лица Управляющей компании будут привлекаться к ответственности.

Права потребителей коммунальных услуг

Собственники жилья, заключающие договор с юридическим лицом ЖКХ, рассчитывают на надлежащее оказание услуг. Именно это является предметом соглашения. Поэтому в данном случае применимы нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Исходя из смысла указанных правил, жильцы имеют следующие права:

  1. Быть обеспеченными в необходимом объеме коммунальными услугами, которые соответствуют требованиям качества, а также являются безопасными для жизни, здоровья людей и окружающей среды.
  2. Получать от Управляющей компании информацию о тарифах по оплате энергоресурсов.
  3. Требовать от УК составления акта о неоказании или ненадлежащем выполнении предоставляемых услуг, а также сведения о ходе процесса устранения недостатков.
  4. Быть частично или полностью освобожденным от внесения оплаты за коммунальные услуги, за весь период непредоставления таковых.
  5. Направлять в Управляющую компанию заявки на проведение текущего или капитального ремонта и получать информацию о процессе выполнения таких работ. Это происходит, если поломке подверглись значительные части сооружения. Поводом для обращения может служить, например, протечка крыши, выход из строя системы отопления дома.
  6. Требовать пересмотра размера оплаты, если сведения из платежки имеют расхождения с показателями счетчиков.

Такой список поводов неограничен. По своему личному усмотрению, каждый из жильцов либо их группа могут обращаться в Управляющую компанию для решения возникающих проблем.

Органы, рассматривающие жалобы

Действующим законодательством определены инстанции, в которые собственники жилья имеют право обратиться с заявлением об оказании помощи.

К таковым отнесены – жилищная инспекция, Роспотребнадзор, мэрия и надзорные инстанции.

Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может решать вопросы, связанные с оказанием населению услуг коммунального характера. Если обращение в указанные органы не дало положительного результата, то человек имеет полное право урегулировать спор в судебном порядке.

Жилищная инспекция

Одной из инстанций, в которую могут жаловаться собственники, является жилищная инспекция. Это государственный орган осуществляет контроль за фондом бытового назначения.

В частности, в полномочия инспекции входит следующее:

  1. Реализация указов вышестоящих органов управления по вопросам жилья.
  2. Контроль использования и обеспечения сохранности фонда бытового назначения.
  3. Перевод жилых зданий и сооружений в категорию непригодных для эксплуатации и проживания.
  4. Оказание услуг по проведению капитального ремонта.
  5. Осуществление надзора за техническим состоянием жилфонда.
  6. Контроль оплаты коммунальных услуг.
  7. Прием и рассмотрение обращений граждан.

То есть в пределах своих полномочий инспекция может рассматривать практически все жилищные вопросы.

Роспотребнадзор

Ещё одной организацией, обладающей широким кругом прав по рассмотрению жалоб жильцов, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Для полноценного выполнения своих функций Роспотребнадзор наделен рядом полномочий.

Федеральная служба осуществляет надзор за:

  1. Соблюдением правил содержания и обращения с домашними питомцами.
  2. Пресечением фактов употребления алкоголя в местах общего пользования и на прилегающей территории.
  3. Признанием жилых помещений непригодными для проживания в соответствии с требованиями действующего законодательства.
  4. Правильностью расчетов платы за оказываемые коммунальные услуги.
  5. Состоянием воздуха. В данном случае Роспотребнадзор проводит экологический мониторинг и устанавливает источники загрязнения.
  6. Содержанием в надлежащем состоянии прилегающей территории, а также мест общего пользования – парковок, лифтов, лестничных пролетов, сушилок.
  7. Правильностью перепланировок и изменением внутреннего устройства жилых помещений.
  8. Обустройством детских игровых площадок.
  9. Исправностью счетчиков и других измерительных приборов.

Собственники могут обращаться практически по любому жилищному вопросу, включая шум соседей, плохую звукоизоляцию, причинения ущерба вследствие затопления или пожара.

Орган местного самоуправления

Также официальной организацией, где рассматриваются жалобы проживающих о бездействии Управляющей компании, является городская администрация. Мэрия наделена функциями управления. Этот орган может выдвигать требования, которые обязательны для исполнения всеми организациями города. Местная управа наделена рядом полномочий.

К таковым отнесены:

  1. Обеспечение жилыми помещениями льготных категорий граждан.

2 Контроль предоставления жильцам услуг коммунального характера.

  1. Рассмотрение обращений граждан, в том числе и по вопросам, касающимся ЖКХ.
  2. Проведение проверок по жалобам собственников.

Такой перечень не является исчерпывающим. Деятельность органов МСУ по данному направлению сходна с функционированием Роспотребнадзора.

Прокуратура

Пожаловаться собственники жилья могут и в надзорную инстанцию.

Прокуратура в рамках своей компетенции может давать правовую оценку ситуациям любого характера, в том числе и в сфере ЖКХ. Следует отметить, что указанная организация реагирует на нарушения. В большинстве случаев это ограничивается осуществлением предварительной оценки. По результатам проверки материалы направляются в уполномоченные инстанции с требованием об устранении нарушений и привлечении виновных к ответственности. В то же время прокурорские предписания и представления обязательны для исполнения. Хотя в случае несогласия с выводами, решение надзорной инстанции может быть аннулировано в судебном порядке.

Письменное обращение

Для проведения разбирательства любого характера действующим законодательством предусмотрен претензионный порядок. То есть собственник должен составить письменное обращение, независимо от того, куда адресована жалоба. Образец о том, как правильно оформить претензию можно позаимствовать на сайте уполномоченной инстанции либо при личном её посещении. В тексте документа нужно отразить все обязательные реквизиты, а также свое требование. Кроме этого, надо приложить к обращению имеющиеся на руках документы.

Правила составления

Для оформления документа используется обычная офисная бумага. Примеры написания обращений всегда размещены на информационном стенде официальной инстанции. В некоторых органах человеку могут предоставить даже готовый бланк, который нужно просто заполнить. Писать жалобу следует без ошибок. В тексте не допускается использование ненормативной лексики, а также слов и фраз, унижающих человеческое достоинство.

Жалоба должна содержать в себе следующую информацию:

  1. Полное наименование инстанции, которая будет проводить разбирательство.
  2. Сведения об инициаторе – фамилия, имя, отчество, место фактического проживания или нахождения, контактные телефоны, адрес электронной почты, при наличии таковой.
  3. Данные об управляющей компании.
  4. В чем выразилось нарушение.
  5. Какие меры принимались для мирного урегулирования спора.
  6. Требования инициатора.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата оформления жалобы.

Составленное обращение должно быть подписано инициатором. Если оно коллективное, то роспись ставит каждый человек. Обращение можно составлять собственноручно либо с использованием технических средств.

Необходимые документы

Письмо в отношении бездействия коммунальщика направляется вместе с подтверждающей информацией. К таким документам можно отнести, прежде всего, заключенный договор об обслуживании жилого массива. Соглашение можно предоставлять как в оригинале, так и его заверенную копию. Характер остальных документов зависит от специфики сложившейся ситуации. Например, если вопрос касается неправильных расчетов оплаты за коммунальные услуги, то нужно будет представить квитанции о внесении денежных средств, а также платежки Управляющей компании. Когда ситуация была связана с затоплением или пожаром,  стихийными бедствиями, то можно представить акт, составленный аварийной службой.

Если по каким-то причинам инициатор не может направить необходимые сведения, то проверяющая инстанция запрашивает их сама у третьих лиц.

Обращение через интернет

Действующим законодательством определена упрощенная процедура направления жалобы.

Подать обращение можно онлайн, то есть через интернет. Специальный информационный портал есть практически в каждой официальной госбюджетной инстанции. Для реализации такого способа, заинтересованный человек должен посетить сайт и заполнить электронную форму. Её содержание сходно с письменным обращением. Необходимо указать сведения о себе, Управляющей компании, характер допущенного нарушения, свои требования и дату оформления жалобы. Обращение будет рассмотрено в порядке очередности, то есть по мере поступления.

Срок рассмотрения

Временной период проведения разбирательства определен Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В данном случае форма жалобы значения не имеет. Установлен единый срок. Он составляет тридцать фактических суток с момента фиксации обращения. Если для рассмотрения необходимо провести дополнительную проверку, то срок разбирательства может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. О таком факте необходимо проинформировать инициатора. Если рассмотрение вопроса не входит в компетенцию органа, то в течение семи дней обращение должно быть направлено в уполномоченную инстанцию. Об это уведомляется инициатор.

Проводящий проверку специалист может запрашивать необходимые сведения и данные у третьих лиц. Последние обязаны дать ответ в течение пятнадцати дней с момента поступления запроса.

Принятие решения по жалобе

Каждое разбирательство завершается определенным итогом. В данном случае уполномоченная инстанция может принять решения следующего содержания:

  1. Оставить обращение без рассмотрения. Такое происходит в случае, если жалоба содержит ненормативную лексику либо выражения оскорбительного характера. Анонимная жалоба, то есть не содержащая в себе информацию об инициаторе будет рассмотрена только в том случае, если она содержит в сведения о преступлении.
  2. Отправить жалобу в вышестоящий орган или другую структуру. Такое актуально для ситуаций, когда рассмотрение вопроса не входит в компетенцию инстанции. Например, в Роспотребнадзор поступила жалоба о том, что специалистами Управляющей компании было совершено преступление. Такое обращение будет направлено в правоохранительные структуры.
  3. Частично или полностью удовлетворить требования инициатора. В этом случае к виновным лицам будут приняты меры воздействия.

Независимо от результатов инициатор обращения должен быть проинформирован надлежащим образом. Ответ направляется по адресу, указанному в жалобе.

Основания для обращения в суд

Любой желающий может обратиться в суд, минуя все остальные инстанции. Хотя на практике требуют соблюдать предварительный претензионный порядок. Поводом для обращения является некачественное обслуживание жильцов Управляющей компанией. Для этого инициатор должен составить исковое заявление.

Текст документа должен содержать в себе:

  1. Название судебной инстанции, которая будет проводить разбирательство.
  2. Сведения об истце – как зовут, где проживает, контактные телефоны.
  3. Данные об ответчике – название УК, адрес места расположения.
  4. Причина иска, то есть в чем выразилось нарушение.
  5. Требования обратившегося.
  6. Перечень прилагаемой документации.
  7. Дата составления заявления и подпись истца.

Оформленное обращение должно быть передано в суд. Это можно сделать лично, через законного представителя, по почте или интернету. Способ передачи определяет истец. Следует отметить, что человек в данном случае от уплаты госпошлины освобождается.

Добавить комментарий