Часть отечественных дилеров в борьбе за клиентов идёт дальше и предоставляет на время ремонта подменный автомобиль.
Законодательные основы
Часть 2 статьи 20 Закона о защите прав потребителя указывает, что на время ремонта продавец должен будет предоставить товар с аналогичными свойствами в распоряжение покупателя, и сделать это в течение трёх дней с момента предъявления им претензии.
Нередко потребители обманываются этим положением и считают, что дилер обязан будет предоставить им машину на замену при поломке. Увы, но на автомобили это положение не распространяется: согласно Постановлению Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года, они входят в список товаров, на которые наложены ограничения в этом вопросе, и дилер не обязан предоставлять автомобиль на замену. Такая услуга может включаться в договор купли/продажи лишь по желанию дилера, и обязан предоставить её он будет только в случае, если она была включена в договор.
Условия предоставления замены
Чтобы претендовать на получение подменного авто, нужно следующее:
- должна действовать гарантия на купленную машину;
- сама машина должна быть признана непригодной к эксплуатации и требующей гарантийного ремонта;
- желательно иметь прописанный в договоре купли-продажи пункт об этом с чёткими условиями – если они выполнены, то салон будет обязан предоставить машину, в ином случае ему придётся нести ответственность; если же такого пункта в договоре нет, то предоставлять авто или нет останется на усмотрение продавца;
- оформить заявление покупателя о предоставлении машины на замену;
- превышение длительности ремонта в 45 дней даёт право требовать замену даже при отсутствии соответствующего пункта в договоре, и обращаться в контролирующие государственные органы при невыполнении требования.
При этом нельзя ссылаться на то, что срок проведения ремонтных работ затянулся из-за отсутствия необходимых для них запчастей, как иногда делают – это исключительно проблема дилера. То, что нужных запчастей нет, не может быть оправданием при задержке, достаточным, чтобы не предоставлять машину на замену (или уклониться от штрафа в случае, если она не будет предоставлена).
Кроме того, 45 дней – максимальный срок ремонта без необходимости делать замену или иным образом компенсировать потребителю отсутствие его транспортного средства, отведённый законодательством, и нельзя устанавливать больший.
Даже если в договоре не указано, что продавец обязан предоставить другую машину на время ремонта, и он не затянулся на 45 дней, всё-таки вы имеете шанс получить замену, так что стоит сделать соответствующий запрос. Этот шанс возрастает, если вы:
- постоянный клиент дилерского центра, и его менеджмент надеется, что вы и в будущем продолжите приобретать автомобили именно у них;
- приобрели машину ВИП-класса, то есть очень дорогую – к таким клиентам всегда отношение более предупредительное и лояльное.
Словом, если дилер действительно ценит вас, и готов даже пойти на лишние расходы, чтобы сохранить ваше расположение, то добиться этого вполне реально.
Требования к предоставляемому авто
Обычные требования к товару на замену предусматривают, что он должен обладать теми же функциями, что и заменяемый, и вообще быть как можно ближе к его характеристикам – лучше всего той же модели.
При несоответствующем уровне замены клиент может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Но поскольку на автомобили не распространяется положение Закона о защите прав потребителей об обязательной замене, то и требования к предоставляемому дилером автомобилю будут иными. Обычно в договоре купли/продажи, если он предусматривает замену на время ремонта, оговаривается также и авто какого уровня будет выдано, иногда уточняется марка и модель. Если этого не оговорено, либо пункта о замене вовсе нет, и дилер соглашается на неё по своей воле, то выбирать не приходится – какой автомобиль будет предоставлен, таким остаётся и удовлетвориться.
Порядок предоставления
Чтобы автомашина на замену была предоставлена, может потребоваться письменное заявление потребителя об этом. Если замена не отражена в договоре, то остаётся лишь надеяться на добрую волю дилера. Есть вероятность, что вам пойдут навстречу, ведь компании на этом рынке ведут острую конкуренцию, и в таких условиях важно сохранять как можно больше покупателей и привлекать новых за счёт хорошего «сарафана», то есть отзывов об их работе.
Если навстречу не пошли, то останется лишь ждать, пока ремонт не завершится, или не истекут те самые 45 дней, что отводит на него законодательство. Если этот срок вышел, а автомобиль вам не вернули, то вы получаете право потребовать замену. У дилера будет несколько вариантов:
- вернуть ваш автомобиль, если он к этому моменту отвечает требованиям безопасности – при этом в нём могут так и не быть восстановлены отдельные функции, не касающиеся безопасности;
- предоставить замену и завершить ремонт;
- заплатить неустойку в размере 1% за каждый последующей день до того, как клиенту будет предоставлен автомобиль (нет разницы – его собственный или замена).
У некоторых дилеров имеется услуга предоставления на время ремонта другой машины в аренду – она действует в течение первых 45 дней ремонта. Соответственно, с клиента взимается арендная плата.
Факт временного получения автомобиля фиксируется в акте его приёма/передачи. Он обязывает покупателя выполнять определённые требования, в первую очередь пользоваться машиной бережно, не допускать утраты или порчи.
Заявление покупателя
Оформить заявление о подменном автомобиле, которое нужно подать в салон, несложно, и вы можете сделать это по образцу, прилагающемуся к статье. Необязательно строго соблюдать эту форму, но желательно организовать текст именно таким образом.
Основные части заявления:
- информация о дилере и автовладельце;
- модель, марка машины, информация о неисправности и дате начала ремонта;
- изложение просьбы о предоставлении автомобиля для замены во время ремонта, если истекает срок в 45 дней, то также предупреждение о том, чем грозит непредоставление после того, как этот срок выйдет;
- число и подпись.
Что предпринять в случае отказа
Отказ автосалона в предоставлении автомобиля, пока купленный ремонтируется – довольно частое явление, при этом сотрудники могут ссылаться на то, что нет свободных машин. Однако, если дилер при покупке гарантировал такую замену, он обязан будет её сделать.
Если это ведомство выявит нарушение, продавцу придётся раскошелиться как на неустойку, так и на административный штраф, что отобьёт охоту поступать так же в будущем.
Если же никаких гарантий при покупке вам не давали, то всё равно есть небольшая возможность получить замену: официальным дилерам часто выдают предписания на этот счёт непосредственно производители, обязывая их предоставлять машину на замену – в таком случае, если она всё же не была выдана, можно пожаловаться непосредственно производителю. Иногда это приносит результат.
Подытожим: услуга предоставления подменного автомобиля, если ремонт не затянулся – право, а не обязанность дилера. Потому ещё при покупке стоит обратить внимание на этот вопрос – указано ли в договоре купли-продажи, что при необходимости будет предоставлена такая услуга, или нет.
Добавить комментарий