Как подать жалобу на нотариуса

В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных и частных нотариальных конторах. При их отсутствии в поселениях, полномочия возлагаются на главу местной администрации.

Несмотря на то что закон устанавливает категорию дел, где участие нотариуса обязательно, а также перечень документов, которые должны удостоверяться нотариатом, их работа рассматривается как предоставление услуг.

Случаи, когда необходимо обращение к нотариусу

Обязательными для нотариального заверения являются:

  • рента;
  • завещательное распоряжение;
  • брачный контракт;
  • доверенность физического лица;
  • копии документов и подписей;
  • соглашения на отчуждение долевой собственности в объектах недвижимости;
  • договор дарения и залога долей в компаниях;
  • соглашения об управлении партнерством;
  • договорные обязательства инвестиционного товарищества;
  • согласие супруга на распоряжение имуществом;
  • брачный контракт;
  • соглашение об уплате алиментов;
  • сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетнему или недееспособному лицу.

К компетенции нотариуса отнесены еще и вопросы наследования. Он принимает заявления на открытие наследства, проводит работу по розыску наследников, осуществляет действия по сохранности наследственной массы и выдаче свидетельств о праве на наследство.

Договоры граждан, где законодательно не требуется нотариального удостоверения, но в текст документа такое положение включено, подлежат обязательному заверению, если это не противоречит закону.

Различия между государственным и частным нотариусом

Госконторы открываются и прекращают деятельность по решению Министерства юстиции РФ, которое контролирует их.

Госнотариусы принимаются на работу по конкурсу и увольняются на основании законодательства о труде РФ и субъекта, где осуществляется нотариальная деятельность. Имущественную ответственность за их профессиональные ошибки несет государство.

Частная нотариальная служба представляет собой коммерческие конторы, которые открывают граждане:

  • с высшим юридическим образованием;
  • сдавшие квалификационный экзамен;
  • внесенные в госреестр Минюста и являющиеся членами нотариальной палаты.

Свою ответственность они обязаны страховать самостоятельно, и не имеют права работать без страхового полиса. Контроль над частным нотариатом возложен на региональные нотариальные палаты, по ходатайству которых нотариусы подлежат увольнению.

Вне зависимости от статуса нотариус не имеет права заниматься предпринимательством. Исключение составляет:

  • научная работа;
  • творчество.

Действия нотариусов подлежат обжалованию. Если клиент усматривает в их работе нарушение закона или своих прав, направляется заявление в прокуратуру. Одновременно на частного нотариуса можно подавать жалобу в нотариальную палату.

Основания для подачи жалобы

Закон не содержит исчерпывающего перечня претензий. На практике обращения связаны со следующими проблемами:

  • затягивание сроков;
  • требование оформления или предоставления дополнительных справок, которые не являются необходимыми либо нотариус обязан запрашивать их сам;
  • навязывание допуслуг и необоснованное увеличение оплачиваемой «технической работы»;
  • завышение тарифов;
  • грубость;
  • предвзятость;
  • нарушение конфиденциальности;
  • отказ совершать нотариальные действия.

С последним пунктом следует быть осмотрительным. Закон содержит основания, когда нотариальные службы имеют право отказать. К ним относятся:

  • совершение действия противоречит закону;
  • должно совершаться другим нотариусом;
  • заявитель является недееспособным;
  • представитель лица не имеет полномочий;
  • сделка юрлица, противоречит целям компании, указанным в ее учредительных документах;
  • бумаги, представленные нотариусу, не отвечают требованиям закона;
  • факты, изложенные в документах, не подтверждены в установленном законом порядке, если такое подтверждение требуется.

Прежде чем жаловаться, следует проверить обоснованность отказа и получить об этом письменный документ. По требованию клиента нотариальная служба выдает его на руки заявителю и разъясняет порядок обжалования.

Обращение в нотариальную палату

На действия или бездействие нотариуса жалоба направляется в нотариальную палату, которая является вышестоящей организацией и рассматривает все претензии граждан к частным нотариальным конторам.

Палаты располагаются в каждом субъекте РФ.

Дисциплинарная ответственность нотариуса предусмотрена «Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации», вступившим в силу в 2016 году. Им же определена процедура рассмотрения жалоб.

Не позднее 10 дней после получения обращения, председатель палаты принимает решение о достаточности оснований для возбуждения дисциплинарного производства. Если оно открывается, в нем принимают участие все стороны конфликта.

Дело рассматривается Комиссией, сформированной в соответствии с Уставом Палаты и положениями Кодекса. Если в палате числится менее 50 нотариусов, дисциплинарное дело ведется Правлением. В его исключительную компетенцию входит наложение дисциплинарных мер.

Разбирательство проводится:

  • устно;
  • очно;
  • на основе принципа состязательности и равенства участников дисциплинарного производства;
  • закрыто для всех кроме непосредственных участников и членов Комиссии.

Если жалоба поступила через Минюст, его представитель может принимать участие в рассмотрении дела с правом совещательного голоса. Решение выносится путем голосования членов Комиссии большинством голосов. Мотивированное заключение направляется участникам.

Наложенное дисциплинарное взыскание нотариус может оспорить в судебном порядке. До рассмотрения вопроса по существу, заявитель вправе отозвать свое обращение. Анонимные жалобы не рассматриваются.

Обращение в прокуратуру

Прокуратура является надзорным органом, уполномоченным проводить проверки по соблюдению законности должностными лицами и учреждениями, в том числе нотариусами.

Жалоба на нотариуса в прокуратуру подается, если он действовал незаконно. Вопросами этичного поведения нотариальных служб прокуратура не занимается.

Заявитель получит отказ от прокурора, если в действиях нотариуса не будет обнаружено признаков состава преступления. Ему предложат передать свой вопрос на рассмотрение в нотариальную палату.

Составление жалобы

Содержание

В обращении указывается место и время события и действия со стороны нотариуса, на которое подается претензия.

Изложенные факты должны быть документально подтверждены.

Поэтому прежде чем пожаловаться, нужно собрать и оценить имеющиеся доказательства. Например, если документ был нотариально неверно оформлен, он должен прилагаться к заявлению. При отказе в совершении нотариальных действий, отказной материал должен находиться в приложении к заявлению.

В заключении указывается требование, а именно:

  • «наказать» нотариуса;
  • предоставить другого;
  • оформить сделку или документы.

При рассмотрении дисциплинарных дел в нотариальных палатах, заявитель не может менять свои первоначальные претензии.

Если в результате действий нотариуса, клиент понес материальный ущерб, этот факт отражается в заявлении. Но требовать выплаты компенсации возможно только в судебном порядке.

Оформление

В жалобе должны указать:

  • наименование инстанции и адреса;
  • данные заявителя (Ф.И.О, адрес регистрации);
  • название обращения (заявление, жалоба либо иск, если дело направляется в суд);
  • приложение (перечень прилагаемых документов и их копии, подлинники);
  • дата подачи бумаги;
  • подпись заявителя.

При оформлении заявления можно воспользоваться образцами, в отличие от сути претензии, которая всегда индивидуальна.

Порядок подачи

Нотариальная Палата Прокуратура
  • личное обращение;
  • электронная почта (только через сайт палаты);
  • почтовый ящик, прикрепленный к зданию палаты для входящей корреспонденции (при наличии);
  • по почте.
  • личное обращение;
  • направление по почте;
  • электронная почта (через интернет-приемную только).

Если заявитель хочет обратиться в суд, он подает исковое заявление в судебную инстанцию по месту нахождения нотариальной конторы или направляет его по почте заказным письмом.

Эти дела рассматриваются в процессе искового производства, где заявитель выступает истцом, а нотариус ответчиком.

Срок ответа

Нотариальная палата

В уставах палат указаны сроки, в течение которых рассматриваются жалобы и дается ответ заявителям. Они не превышают общих сроков, установленных федеральным законом, составляют 30 дней и могут быть продлены на такой же период по основаниям:

  • запроса дополнительных материалов;
  • болезни сторон, участвующих в разбирательстве или их отсутствия по другим уважительным причинам.

На решение вопроса о возбуждении дисциплинарного установлен десятидневный срок.

Если заявитель при нахождении своего заявления на рассмотрении палатой, подал иск в суд по тому же поводу, то палата приостанавливает разбирательство до момента вынесения решения судебной инстанцией.

Прокуратура

При рассмотрении жалоб граждан применяется общий срок, не более 30 дней. Если по изложенным в обращении фактам не требуется специальной проверки, время для ответа сокращается до 15 суток.

Когда дополнительная проверка необходима, автору письма сообщается об этом через 7 дней после подачи им заявления. Срок для ответа в этом случае может быть продлен еще на тридцати дней.

Перечень организаций, указанный в статье, через которые могут обжаловаться действия нотариуса, является исчерпывающим. Закон о защите прав потребителей на деятельность нотариата не распространяется, как и широко используемый в сфере услуг принцип «клиент всегда прав».

Вся работа нотариата строго регламентирована, как и основания для подачи жалоб на качество предоставляемых услуг и профессионализм нотариуса.

Образцы документов

Заявление о совершенных нотариальных действиях (об отказе в их совершении)

Добавить комментарий