Что делать, если испортили вещь в химчистке?

Если в химчистке испортили вещь, то можно обращаться за защитой в уполномоченные официальные инстанции.

Такая возможность для каждого человека установлена Законом 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Действие указанного нормативного акта распространяется не только на приобретение товаров, но и на оказание услуг. Не исключение здесь и химическая чистка вещей. Такая процедура должна осуществляться с соблюдением всех требований действующих правил. Исполнитель отвечает не только за качество работы, но и за обеспечение сохранности сданных вещей. Если они будут подвержены порче или вовсе придут в негодность, потребитель имеет право просить компенсации, в том числе обратившись в официальные инстанции. В данном случае объектом сделки является не только одежда, но также постельное бельё и предметы интерьера, например, ковер. То есть объектом чистки может выступать любое текстильное изделие.

Сдача вещей в химчистку

Оказание услуги по химической чистке – это процедура, состоящая из нескольких этапов.

Прежде всего, нужно подготовить предмет к передаче исполнителю. Для этого необходимо уточнить допускается ли сдавать её в химчистку в принципе. Такую информацию можно получить у изготовителя или продавца. Затем нужно внимательно осмотреть саму вещь и убедиться, что она не имеет мелких дефектов, например, дырок или плохо пришитых частей.

После этого происходит передача объекта чистки исполнителю. Заказчику следует сообщить о характере недостатка и своих пожеланиях. Все нарушения должны быть оговорены с исполнителем. Надо потребовать документально оформить имеющиеся дефекты, например, указать это в квитанции о сдаче вещи.

В нем должно содержаться следующее:

  1. Адрес расположения организации бытового обслуживания.
  2. Фамилия, имя, отчество, место жительства и контактный телефон заказчика.
  3. Вид оказываемой услуги.
  4. Название вещи, её цвет, состав, комплектность, а также имеющиеся повреждения и дефекты.
  5. Дата приема заказа и срок его исполнения.
  6. Стоимость работ.
  7. Цена вещи.
  8. Подпись представителя организации.
  9. Дата оформления квитанции.

Также нужно поинтересоваться у исполнителя о веществах, которые будут применяться для чистки. Необходимо уведомить компанию о рекомендациях данных изготовителем или продавцом.

Ответственность за сохранность вещи

Компания бытового обслуживания несет ответственность за предмет, который она приняла.

Если переданный объект хранился ненадлежащим образом и частично либо полностью утратил свои свойства, то есть стал непригодным для полноценного использования в дальнейшем, заказчик имеет право потребовать компенсацию. Она может выражаться в возмещении стоимости вещи в двойном размере, замене её на аналогичную или изготовлении новой.

Что предпринять при порче одежды

Некачественная чистка причиняет, по сути, ущерб предмету. Она может не только утратить свои функции, но и потерять товарный вид, который также имеет значение в процессе использования, например, пальто в пятнах никто носить не захочет. Первое, что необходимо делать сразу – это обратиться в компанию бытового обслуживания и попытаться решить проблему путем мирных переговоров. Довольно часто именно на таком этапе удается урегулировать разногласия.

Если такое действие не дало желаемого результата, то правильным будет направить исполнителю претензию. Данный способ используется для решения проблемы без вмешательства официальных инстанций.

Составление претензии

Законодательством не определен обязательный к использованию стандарт этого документа. Он составляется в произвольной форме. Правильным будет сделать это письменно. В тексте нужно указать не только обязательные реквизиты, но и всю информацию, которая будет отражать суть обращения.

Формулирование требований

Согласно действующему закону, каждый покупатель или заказчик, в случае недобросовестности продавца или исполнителя, может рассчитывать на получение определенных компенсаций за нанесенный ущерб. Не исключение здесь и оказание услуг по химической чистке вещей.

В случае возникновения недостатков заказчик может предъявить исполнителю следующие требования:

  1. Заменить предмет на аналогичный. Это должно произойти в течение трех фактических дней с момента предъявления требования.
  2. Изготовить одежду заново.
  3. Выплатить стоимость. Размер оплаты в данном случае будет равен двойной цене вещи. Стоимость определяется исходя из расценок, действующих на момент предъявления требования или на день вынесения судебного решения, если претензия не была исполнена в добровольном порядке.

Вид требований определяется самим заказчиком, исходя из особенностей сложившейся ситуации. Однако возможности исполнителя также необходимо учитывать, поскольку организация бытового обслуживания не всегда может заменить вещь на аналогичную. Чаще всего проблема решается путем выплаты денежной компенсации.

Оформление документа

Образец претензии можно найти на сайтах в интернете, либо позаимствовать его в Роспотребнадзоре. Для оформления документа допускается использование обычной офисной бумаги. Текст можно составить собственноручно либо с применением компьютерной техники.

В содержании нужно отразить следующее:

  1. Сведения об исполнителе – название, адрес расположения.
  2. Данные о потребителе – фамилия, имя, отчество полностью, место жительства или фактического нахождения, контактный телефон. Нелишним будет указать адрес электронной почты, при наличии таковой.
  3. Информацию о начале договорных отношений – дата и место заключения соглашения либо выдачи квитанции, название изделия, вид работ.
  4. Недостатки какого характера были выявлены.
  5. Сумма причиненного ущерба.
  6. Требование заказчика.
  7. Дата претензии.

Обращение должна быть подписана инициатором.

Подача претензии исполнителю

Составленная претензия должна быть передана исполнителю. Такая обязанность возложена на потребителя. На практике инициатор может использовать следующие варианты передачи:

  1. Личная доставка. В этом случае потребитель имеет возможность убедиться в том, что претензию компания получила. Такой способ дает человеку возможность провести переговоры с исполнителем и урегулировать спор на этом этапе.
  2. Почтовая пересылка. В данной ситуации потребитель избавлен от необходимости приходить лично и соответственно не несет транспортные расходы. Поскольку письмо могут потерять, пересылку необходимо осуществлять специальной корреспонденцией, с уведомлением о вручении адресату.
  3. Передача через доверенное лицо. Такой способ аналогичен личной доставке. Законный представитель должен иметь на руках доверенность, подтверждающую его полномочия. Он, как и сам потребитель наделяется правом провести переговоры с исполнителем.
  4. Курьерская доставка. В данном случае потребитель будет нести дополнительные расходы, связанные с оплатой услуг.
  5. Направление по интернету. Для этого инициатор должен иметь в своем распоряжении электронную почту, а также технические средства, для перевода документа в электронный формат.

Способ доставки определяется самим человеком, исходя из его возможностей и сложившихся обстоятельств.

Действия при отказе в претензии

Ответ на жалобу исполнитель должен представить заказчику в обязательном порядке. Однако действующее законодательство не обязывает компанию бытового обслуживания частично или полностью удовлетворять требования инициатора. Она должна лишь направить человеку ответ любого содержания.

В таких случаях человек может обращаться в уполномоченные официальные инстанции. Одной из них является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанная организация наделена полномочиями рассматривать любые вопросы, связанные с реализацией товаров и оказанием услуг. Роспотребнадзор может применить меры воздействия к недобросовестному исполнителю.

Человек также вправе обратиться в прокуратуру. Надзорная инстанция в рамках своих полномочий может внести представление об устранении нарушений требований законодательства. Однако на практике чаще всего инициатору рекомендуют обращаться в Роспотребнадзор или суд.

Право на судебную защиту

В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» каждый человек может обратиться в суд, если его возможности были частично ограничены или нарушены полностью. Такое может быть реализовано независимо от особенностей возникшего спора и предварительного обращения в другие официальные уполномоченные инстанции.

Документы для обращения в суд

Судебный порядок рассмотрения предусматривает наличие определенной документации. Её сбор и представление возложено на инициатора обращения.

Прежде всего, потребитель должен составить исковое заявление. По содержанию оно аналогично претензии, которая направляется исполнителю. В тексте нужно включить обязательные реквизиты, а также всю информацию, которая имеет отношение к сути возникшего спора.

Также инициатор должен приложить к своему заявлению все документы, которые будут обосновывать поданный иск. Без указанных сведений доказать свою правоту будет практически невозможно. Если по каким-то причинам человек не может представить необходимые документы, то по его просьбе суд запрашивает информацию у компании по бытовому обслуживанию или у третьих лиц. Это необходимо отразить в исковом заявлении.

Исковое заявление

Письменный иск является основным документом при рассмотрении спора. Без него проведение разбирательства будет невозможным. Написать такое обращение можно с использованием обычного листа бумаги, от руки или с применением технических средств печати.

В тексте необходимо отразить:

  1. Полное наименование суда, в который направляется исковое заявление.
  2. Данные об инициаторе обращения – фамилия, имя, отчество, домашний адрес, контактный телефон, электронная почта.
  3. Сведения об ответчике – название, месторасположения.
  4. Данные заключенного договора – дата и место подписания, предмет, стоимость, сроки исполнения обязательств сторонами.
  5. Повод для иска – выявленные недостатки, размер причиненного ущерба.
  6. Сведения о направленных претензиях, если таковые имели место. Содержания полученных ответов. В данном случае указываются обращения не только к исполнителю, но и в уполномоченные официальные инстанции.
  7. Требования истца, то есть хочет он взыскивать с ответчика денежную компенсацию стоимости вещи или заменить её на равноценную. Также можно заявить об оплате причиненного морального вреда.
  8. Подробный перечень прилагаемой документации.
  9. Дата составления искового заявления и подпись инициатора.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством, в этом случае потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины.

Письменные доказательства

Независимо от характера спора, истец обязан подтвердить обоснованность своего обращения документально.

В случае с химической чисткой вещей к таковым можно отнести квитанцию, выданную компанией бытового обслуживания, а также акт приема работ. Но этого не будет достаточно, поскольку такие документы подтверждают только лишь факт оказания услуги. Довольно часто исполнители попросту не указывают возникшие недостатки. То есть необходимо документально обосновать, что именно специалисты компании могли повредить вещь. В этих целях потребитель может прибегнуть к услугам эксперта. После проведения оценки специалист даст заключение о причинах недостатков. Такой документ будет являться основным доказательством по делу. Впоследствии расходы на услуги эксперта могут быть взысканы с виновной стороны.

Необходимо приложить к исковому заявлению претензии и жалобы, которые направлялись исполнителю и в уполномоченные инстанции. Документы можно представлять в оригинале либо в виде заверенных копий.

Судебная практика

В одной из судебных инстанций РФ был рассмотрен иск потребителя к организации бытового обслуживания с просьбой о взыскании с последней стоимости сданной в химическую чистку вещи.

В процессе изучения содержания заявления было установлено следующее. Родственник истца сдал вещи членов семьи для выполнения химической чистки. Среди прочих находился пиджак инициатора. При сдаче человек проинформировал специалиста компании, что пуговицы одежды необходимо обернуть, чтобы избежать их порчи. После проведения работ было установлено, что некоторые пуговицы повреждены, а также перешиты. В ответ на свою претензию человеку было сообщено, что это было с ним согласовано. Однако в экземпляре квитанции на одежду такая информация не была указана. Действий с потребителем никто не согласовывал. Недостатки испортили внешний вид пиджака. По этой причине истец просил взыскать с компании стоимость вещи в двойном размере, расходы по направлению претензий, а также компенсацию за причиненный моральный вред. Инициатор в суд не явился и о причинах отсутствия не сообщил, несмотря на то, что его известили надлежащим образом.

Представитель ответчика с требованиями инициатора не согласился. Это было обосновано тем, что обратившийся не может выступать в роли истца, поскольку произведение дополнительных действий согласовано с человеком. В процессе приемки последний отказался забирать вещь и потребовал заменить пуговицы. Представитель пояснил, что их компания занималась только приемом изделия и не выполняла никаких работ. Иск должен был быть предъявлен непосредственно химчистке, но не обратившимся, а самим владельцем пиджака.

Изучив представленные документальные материалы, суд установил, что пиджак действительно сдавался в химчистку. Однако сведений о том, что он принадлежал потребителю, представлено не было. Также нарушение целостности пуговиц не может служить доказательством того, что вещь утратила свои функции, поскольку они являются расходным материалом. В этом случае может ставиться только вопрос об их замене, а не компенсировании недостатков вещи в целом. То есть в данном случае требования истца были необоснованными, а ответчиком должна быть другая организация.

На основании изложенного суд принял решение, и в исковых требованиях инициатору было отказано полностью.

Решение от 16 августа 2012 г.

Образцы документов

Претензия о ненадлежащем оказании услуг химчистки и выплате суммы материального ущерба

Добавить комментарий