Любое судебное разбирательство завершается вынесением решения. В большинстве случаев одну или обе стороны обязывают совершить какие-либо действия. Однако выполнение некоторых мероприятий носит принудительный характер, например, взыскание алиментов. В связи с этим их реализацию поручают приставам. Последние наделены рядом полномочий, которые позволяют им действовать на основании решения суда. В данном случае намерения сторон процесса или третьих лиц не учитываются.
Обязательность исполнения судебных актов
Судебные инстанции принимают решения в рамках своей компетенции по различным вопросам. Результатом разбирательства является вынесение определения, приказа, постановления или приговора.
Решение оформляется на бумажном носителе, подписывается судьей и заверяется печатью. Допускается составление электронной версии. Но такое правило не распространяется на решения, содержащие в себе информацию ограниченного доступа. Если разбирательство велось коллегиально, то оформленный документ подписывается всеми членами группы. Электронная версия решения должна быть продублирована на бумажном носителе.
Судебное постановление, которое вступило в силу, а также иные распоряжения, поручения, требования, запросы и обращения, касающиеся рассматриваемых вопросов, являются обязательными для исполнения. Такое правило отражено в статье 13 Гражданского процессуального кодекса РФ. Оно распространяется на физических лиц, а также на все без исключения организации, общественные объединения и структуры, независимо от форм собственности и подчиненности. Это правило касается и решений, вынесенных иностранными инстанциями при условии, что это предусмотрено международной договоренностью, которая признана в РФ.
Невыполнение требований вынесенного постановления, как и неуважительное отношение к суду, влечет применение мер воздействия к виновному, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
Следует отметить, что безусловное исполнение принятого решения не лишает заинтересованных лиц права подавать ходатайства об аннулировании результата заседания.
Бездействие судебных исполнителей
Приставы обязаны неукоснительно и в установленный законодательством срок исполнить решение судебной инстанции либо проинформировать последнюю о невозможности реализовать требования. Прекращение исполнительного производства связано с такими обстоятельствами, как уход из жизни должника, признание его отсутствующим без вести либо отказ взыскателя от своих требований. Законодательством определены и другие случаи, завершения приставами процедуры исполнения.
Однако на практике нередко возникают ситуации, когда приставы, без каких-либо объяснений, самоустраняются от выполнения решения суда.
Для таких обстоятельств характерны следующие признаки:
- Нарушение сроков исполнения своих обязанностей, например, отсутствие мер взыскания к должнику.
- Реализация действий, которые ограничивают интересы и возможности людей.
- Умышленное несоблюдение установленного временного периода по выполнению долговых обязательств.
- Отказ в предоставлении для ознакомления исполнительной документации участнику разбирательства. В данном случае имеется в виду ситуация, когда человеку не объяснили причины этого.
- Взыскание долга в принудительном порядке, несмотря на то, что сторона намерена погасить его добровольно.
В таких ситуациях необходимо направлять обращение в органы, которые уполномочены решать вопросы такого характера.
Кому следует подать жалобу
Право заинтересованного лица на направление обращения в случае действия или бездействия судебных приставов предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, в частности, Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Прежде всего, жалобу следует направлять в порядке подчиненности, то есть вышестоящему руководству пристава. Таковым является старший специалист ФССП. Он, в рамках своих полномочий, как непосредственный начальник, может существенно повлиять на сложившуюся ситуацию.
По общим правилам заинтересованный человек имеет право обращаться в прокуратуру. Такая инстанция осуществляет надзор за исполнением законодательства во всех сферах деятельности общества, в том числе и по исполнительному производству.
Чтобы обращаться в указанные органы, инициатор должен оформить свои претензии в письменном виде. Хотя действующим законодательством определено, что пожаловаться можно и онлайн. В этих целях необходимо посетить сайт ФССП или прокуратуры и заполнить специальную электронную форму, где будет указано:
- Фамилия, имя, отчество инициатора.
- Контактная информация – место фактического проживания или нахождения, телефон, адрес электронной почты.
- Суть обращения.
Такой способ самый удобный и используется довольно часто.
Жалоба должна быть направлена в течение десяти фактических суток с момента принятия исполнителем решения, реализации мероприятия или установления факта бездействия. Если заинтересованная сторона не была проинформирована об этом, срок исчисляется с даты, когда она узнала или ей могло стать известно о таких случаях.
Старшему приставу
Право каждого человека обратиться к начальнику недобросовестного исполнителя указано в статье 123 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Обращение о недобросовестности исполнителя направляется старшему судебному приставу, за исключением случаев, если это касается его самого. Жалоба может быть подана напрямую, то есть вышестоящему руководству, либо через специалиста, действия которого обжалуются. Пристав, получивший обращение о своем бездействии, обязан в течение трех фактических суток направить его вышестоящему руководству. Если начальник, которому поступила жалоба, не имеет права её рассматривать, то он обязан переслать жалобу уполномоченному должностному лицу. Инициатор, который отправил обращение, может аннулировать его до того, как по нему будет принято решение.
Прокурору
Подать жалобу можно и в надзорную инстанцию. Прокуратура наделена полномочиями рассматривать вопросы такого характера.
В частности, сотрудники прокуратуры имеют право:
- Предъявив специальное удостоверение, подтверждающее их полномочия, беспрепятственно входить в помещения ФССП, получать доступ к имеющимся материалам и документации.
- Требовать от приставов и их руководства предоставление информации, имеющей отношение к рассматриваемой проблеме, а также копии соответствующих бумаг.
- Проводить плановые и внезапные проверки деятельности ФССП, в том числе и по жалобам людей.
- Требовать от приставов представления письменных пояснений.
- Вносить представления об устранении нарушений законодательства.
- Привлекать нарушителей к административной ответственности.
- Передавать в правоохранительные структуры материалы, для решения вопроса о применении к виновным мер воздействия уголовного характера.
- Вносить протесты по фактам нарушений должностных обязанностей приставами.
Должностные лица ФССП, при получении представления прокурора, обязаны немедленно принять меры к его выполнению.
Требования к документу
Отчасти такие требования указаны в ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве». В тексте документа необходимо отразить исчерпывающий перечень информации, которая будет отражать суть обращения. Также нужно указать в заявлении все обязательные реквизиты.
Форма и содержание
Жалоба на действия судебных приставов составляется в письменной форме. Образец письма можно найти на сайтах ФССП или прокуратуры. Хотя стандарта обращения, обязательного для исполнения, действующим законодательством не определено. В содержании необходимо отразить все факты нарушений со стороны специалистов ФССП.
К таковым можно отнести:
- Получение приставом личной выгоды от должника или другого, связанного с ним человека. Это может выражаться в виде денежного вознаграждения, оказания услуг или получения дополнительных прав.
- Фактическое неисполнение специалистом ФССП обязанностей по занимаемой должности, при отсутствии к этому законных причин.
- Грубое обращение исполнителя с кредитором или должником, например, психическое или физическое насилие.
- Вынесение приставом решения, не соответствующего требованиям нормативных правовых актов.
- Совершение исполнителем незаконных действий.
Этот список не является окончательным. Каждый человек по своему усмотрению имеет право писать жалобу в уполномоченные инстанции, если считает, что приставы ненадлежащим образом выполняют свои обязанности.
Правила оформления
Чтобы написать обращение можно использовать обычную офисную бумагу. Составление документа допускается как от руки, так и с использованием компьютерной техники.
В тексте должны быть отражены следующие данные:
- Полное наименование инстанции, в которую направляется обращение.
- Данные о судебном приставе, на которого подается жалоба – фамилия, инициалы, занимаемая должность.
- Как зовут инициатора, адрес места его фактического проживания или нахождения, контактные телефоны. Аналогичные данные указываются, если жалобу направляет юридическое лицо.
- Сведения о документе, который является основанием для реализации исполнительного производства. В данном случае указывается дата, регистрационный номер и место вынесения судебного решения, а также его краткое содержание.
- Обязанности, которые должен был исполнять пристав.
- В чем выразились допущенные нарушения.
- Требования инициатора.
- Перечень прилагаемой к заявлению документации.
- Дата оформления.
Составленная жалоба должна быть подписана инициатором. Последний может направить обращение по почте, интернету, передать лично или через своего законного представителя.
Перечень прилагаемых документов
Чтобы решить проблему как можно быстрее, заинтересованной стороне следует приложить к своему заявлению сведения и данные, которые будут обоснованием поданной жалобы.
К таким документам можно отнести:
- Судебное решение.
- Уведомление из ФССП о начале исполнительного производства.
- Копии обращений, которые направлялись должнику и приставу, а также полученные на них ответы.
- Финансовые документы о перечисленных суммах по погашению задолженности и сведения об остатке.
Следует отметить, что человек не обязан представлять указанную документацию. Если инициатор по каким-то причинам не имеет возможности передать необходимую для рассмотрения жалобы информацию, то уполномоченное должностное лицо может запросить нужные сведения и данные у третьих лиц. Последние должны направить требуемую информацию в течение пятнадцати фактических суток с момента поступления запроса.
Процедура рассмотрения
После поступления жалобы уполномоченное должностное лицо обязано детально изучить представленную документацию, а также истребовать недостающие сведения. После этого должны быть опрошены все, кто имеет отношение к процессу исполнения решения суда. В этом случае уполномоченный специалист вправе вызывать для проведения опроса любое должностное лицо.
Как будет собрана вся информация, проводящий разбирательства чиновник принимает решение. Об этом должны быть проинформированы инициатор и ФССП.
Срок ответа на жалобу
Временной период рассмотрения и принятия решения по обращению зависит от того, какая инстанция проводит разбирательства.
Если этим занимается старший специалист ФССП, то срок рассмотрения составит десять фактических суток. Исчисление такого времени приостанавливается в случае, когда жалоба на действия пристава принята судом. Срок может быть продлен, но не более чем на десять дней, если необходимо затребовать дополнительную информацию.
В ситуации, когда разбирательство проводит прокуратура, то срок рассмотрения и направления ответа на жалобу составит тридцать дней. В исключительных случаях, когда требуется проведение дополнительных мероприятий, необходимо уведомить об этом инициатора обращения. При этом период может быть продлен, но не более чем на тридцать суток.
Результат рассмотрения
Разбирательство по любой жалобе завершается определенным итогом. В случае с обращением о бездействии специалистов ФССП результаты могут быть следующими:
- Полная или частичная отмена принятого приставом решения.
- Признание действий исполнитель законными и отказ в удовлетворении жалобы.
Независимо от итога проверки, о конечном результате заинтересованные стороны должны быть проинформированы.
Добавить комментарий