Закон О защите прав потребителей – статья 12

Разнообразие товаров огромно. Ориентироваться среди них сложно. Не имея надлежащей информации, практически невозможно. Закон пришел на помощь приобретателя, отстаивая его интересы. Он обязал продавцов разъяснять потребителю свойства товара. Ответственность за непредоставление надлежащей информации введена ст. 12 Закона о защите прав потребителей.

Информация – это достоверные данные о товаре, которые помогают определиться с его выбором, формировать мнение, не прибегая к профессиональной помощи.

Достоверность информации – это совпадение с фактическими свойствами товара.

Полная информация поможет выявить его характеристики.

Описание товара имеет строго регламентированное содержание. Существует перечень видов информации обязательной для потребителя.

Состав продуктов, особенно пищевых, демонстрирует необходимость информации наиболее наглядно. Забота о здоровье заставляет покупателей тщательнее изучать, из чего состоит продукт. Производители обязаны вписывать компоненты, даже генетически модифицированные. Это не прибавляет им популярности, но покупатель должен понимать, что приобретает и знать, не рискует ли он.

Право потребителя получить характеристики изделия, безусловно. Продавец не избежит ответственности, даже если:

  • Товар общеизвестен. Потребитель покупает товары повседневного спроса, не задумываясь, хорошо их знает, не сравнивает с другими. Но делать однозначный вывод, что определенная продукция известна и знакома каждому, нельзя.
  • Обещания продавца разъяснить свойства товара в будущем. Момент ознакомления с изделием определен однозначно – незамедлительно. До приобретения покупатель должен быть осведомлен обо всех его свойствах. Такая осведомленность должна помочь сравнить товар с аналогичной продукцией и сделать выбор. Это закреплено в статье 12 Закона о защите прав потребителей. При заключенном договоре на приобретение потребителю предоставлена возможность прекратить его действие и получить обратно оплаченные средства.
  • Продавец не владеет достаточными сведениями о товаре. Это возможно по разным поводам. Например, производитель не снабдил его необходимыми данными. Но, он в любом случае несет материальную ответственность. Отсутствие его вины не имеет значения.
  • Приобретатель имеет профессиональные знания о характеристиках изделия (услуги). Знать все характеристики, требования к его использованию, покупатель не должен. Информировать его о них – это обязанность продавца. В спорной ситуации судебные органы будут на стороне потребителя, руководствуясь его неосведомленностью.

Консультанты, желая продать продукцию, преувеличивают ее  достоинства. Такой восторг продаваемым изделием вводит потребителя в заблуждение. При покупке необходимо ознакомиться с прилагающейся документацией, при условии ее наличия. Не исключено, что красивое представление товара продавцом-консультантом не совпадает с ней. В суде, устные заверения консультанта, не соответствующие документации, будут проигнорированы.

Приобретатель может столкнуться с необходимостью подписать акт приема-передачи. В нем нередко присутствует фраза, что информация о товаре получена. Если акт подписан, а данные не переданы, то продавцу предъявить претензии будет крайне затруднительно.

Непредставление информации немедленно — это уклонение продавца от заключения договора. Здесь есть нюанс. Передав информацию, которая на момент заключения договора является достоверной, он в дальнейшем не должен уведомлять потребителя о ее изменении. А такие договоры имеют длительный срок действия. Эта уловка позволяет некоторым продавцам менять условия без уведомления приобретателя. Примером служат услуги мобильной связи.

Если договор уже заключен, а необходимой информации о товаре нет, то его смело можно расторгать. Сделать это надо в разумный срок.

Это понятие вызывало большие споры.

Верховный Суд РФ дал рекомендации для его определения. Надо рассматривать характеристики изделия, его срок годности. Но важнее учитывать обстоятельства дела. Пунктом 2 ст. 12 Закона о защите прав потребителей установлена ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, как за его недостатки.

Помимо отказа от договора и требования возврата денег, потребитель имеет много вариантов действий для возмещения расходов и ущерба.

Но ненадлежащая информация должна быть причиной возникновения таких недостатков. Если покупатель проигнорировал требования к использованию товара, то привлечь к ответственности продавца невозможно.

При отказе потребителя от товара, он обязан передать его продавцу. Последний обязан вернуть деньги. Дата возврата денег установлена законом. Пропуск этой даты грозит продавцу взысканием с него пени за просрочку.

Предусмотрен случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя непредставлением надлежащей информации. Продавец возмещает вред материальный и моральный в полном объеме. Обращаться за возмещением вправе все потерпевшие, даже если они не заключали каких-либо договоров с продавцом.

Добавить комментарий