Куда жаловаться на ТСЖ или управляющую компанию

Жалоба на ТСЖ или управляющую компанию подается ввиду отсутствия надлежащей деятельности со стороны указанных органов, то есть если они плохо исполняют взятые на себя обязательства.

Предназначение товарищества собственников жилья заключается в управлении домом или жилым массивом в целом, то есть в создании надлежащей среды для жизнедеятельности. Сюда можно отнести обеспечение водой, теплом, газом, уборку помещений общего пользования и прилегающей территории, текущий и капитальный ремонт строений. Аналогичные цели преследуются при заключении владельцами жилья договора с управляющей компанией.

Если указанные органы надлежащим образом не исполняют возложенные на них обязанности, любой человек или несколько людей могут и выдвинуть свои претензии.

Самые распространенные причины для жалоб

Любое обращение, связанное с недовольством работой ТСЖ или УК, должно быть мотивировано, то есть направлено в силу возникших обстоятельств, которые ухудшают условия проживания собственников жилья.

К таким поводам можно отнести:

  1. Неправомерное отключение батарей в зимний период года, вследствие чего в доме стало холодно. В соответствии с действующим законодательством определены временные рамки, в течение которых в жилых помещениях обязаны топить круглосуточно.
  2. Постоянная неисправность или частый выход из строя лифта.
  3. Случаи, когда возникала необходимость в проведении текущего или капитального ремонта, а ТСЖ или УК бездействовали.
  4. Незаконная перепланировка мест общего пользования.
  5. Ненадлежащая уборка прилегающей территории.
  6. Несвоевременный вывоз бытовых отходов.
  7. Необоснованное завышение начислений оплаты за коммунальные услуги.
  8. Постоянные перебои с водой, теплом, электричеством, газом.

Указанный перечень обстоятельств не является исчерпывающим. Люди могут жаловаться на деятельность ТСЖ или УК исходя из личных соображений, если считают, что их права были нарушены.

Компетентные органы

Действующим законодательством определены инстанции, куда человек может написать жалобу как в случае действия, так и бездействия органов ЖКХ.

Рассмотрение вопросов указанного характера входит в компетенцию государственной жилищной инспекции, прокуратуры, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Каждая из указанных инстанции в рамках своих полномочий может рассматривать обращения жильцов.

Государственная жилищная инспекция

На этот орган возложены надзорные функции. К ним отнесены:

  1. Выявление, пресечение и противодействие несоблюдению требований законодательства в области использования жилья.
  2. Контроль правильности расходования энергетических ресурсов.
  3. Анализ сохранности жилищного фонда, независимо от формы собственности.
  4. Контроль использования денежных средств, расходуемых на проведение работ по капитальному и текущему ремонту строений.

Реализацию указанных функций жилищная инспекция осуществляет следующими способами:

  1. Проводит запланированные и неожиданные проверки по соблюдению требований жилищного законодательства.
  2. Систематизирует и анализирует получаемую информацию, в том числе и по заявлениям людей.
  3. Принимает меры по устранению и профилактике нарушений правил, установленных общими нормативными правовыми актами.

Чтобы качественно и эффективно исполнять свои обязанности, ГЖИ наделена следующими полномочиями:

  1. Проверка содержания жилого фонда, то есть личных помещений и мест общего пользования, в надлежащем состоянии.
  2. Контроль порядка изменения статуса строения. Здесь имеется в виду перевод помещения в нежилое или пригодное для использования.
  3. Проверка соблюдения правил по перепланировке или переустройству.

Также в компетенцию ГЖИ входит установление сумм платежей за коммунальные услуги.

Органы прокуратуры

Любой из жильцов может пожаловаться и направить заявление в прокуратуру, если считает, что его права были нарушены. Указанная инстанция наделена полномочиями по надзору за соблюдением требований действующего законодательства во всех сфера деятельности общества. Это относится и к жилищным вопросам.

Прокурор в рамках своей компетенции может провести внеплановую проверку по жалобам людей.

В данном случае вопрос, указанный в обращении, роли не играет. Надзорная инстанция отреагирует на жалобу в любом случае. Кроме этого, если в действиях ТСЖ или УК будут содержаться признаки правонарушения или преступления, то прокуратура инициирует привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.

Роспотребнадзор

Заинтересованные лица имеют право обращаться в Федеральную службу по защиты прав потребителей. Роспотребнадзор также наделен полномочиями рассматривать жалобы, связанные с недобросовестным исполнением жилищно-коммунальными органами своих обязанностей.

В данном случае к компетенции Федеральной службы относятся следующие полномочия:

  1. Контроль соблюдения правил жилищных норм.
  2. Надлежащая эксплуатация мест личного проживания и общего пользования.
  3. Соответствие сумм коммунальных платежей требованиям действующего законодательства.
  4. Выполнение санитарных норм и правил.
  5. Проведение проверок по обращениям жильцов.

В компетенцию Роспотребнадзора также входит инициирование административного процесса в отношении виновных лиц.

Виды жалоб

В соответствии с требованиями законодательства обращения жильцов по фактам нарушений со стороны ТСЖ или УК делятся на два вида – индивидуальные и коллективные. Все зависит от количества людей, чьи интересы затрагивает нарушение требований действующего законодательства.

Коллективная

Претензии нескольких людей являются коллективной жалобой. Составить обращение такого характера могут не только жильцы отдельной квартиры, но также подъезда или дома в целом. Чаще всего это связано с тем, что проблема носит однородный характер, например, неправильно рассчитаны суммы платежей за коммунальные услуги нескольким или всем собственникам. Случаем, который затрагивает интересы всех людей, может быть – необоснованное отключение отопления или лифта, ненадлежащее состояние мест общего пользования или прилегающей территории, несвоевременный вывоз мусора.

Если проблема касается одной квартиры, то жалоба будет носить коллективный характер только в том случае, если жилплощадь находится во владении нескольких собственников.

Индивидуальная

Личное обращение одного собственника всегда вызвано теми же проблемами, что и коллективное. Это недовольство деятельностью ТСЖ или управляющей компании. Жалобу такого характера человек направляет по своему усмотрению, если считает, что его возможности были ограничены. В данном случае проблема касается прав только одного человека.

Правила составления заявления

Чтобы инициировать процедуру проведения разбирательства, заинтересованные лица, обязаны правильно оформить свое обращение.

Документ должен включать в себя всю исчерпывающую информацию, которая будет отражать его суть.

Составленное обращение необходимо направить в уполномоченную инстанцию. Для этого можно использовать почтовую связь или интернет. Также инициатор имеет право передать документ лично или через своего уполномоченного представителя.

Содержание

В обращении необходимо подробно указать все факты нарушения требований действующего законодательства.

В частности, в тексте документа нужно включить следующую информацию:

  1. Начало договорных отношений. Здесь указывается дата и место подписания соглашения с управляющей компанией, либо оформление протокола собрания о назначении правления товарищества. Нелишним будет отразить, какими полномочиями наделено ТСЖ или что является предметом договора и обслуживающей организацией.
  2. Основания подозревать орган ЖКХ в ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств. В этом разделе необходимо отразить причины, послужившие этому, например, расхождение в размере начисленной оплаты за коммунальные услуги с установленными общими расценками, ненадлежащая уборка прилегающей территории или мест общего пользования.
  3. Какие нормативно-правовые акты были нарушены. Такой пункт не является обязательным, поскольку инициатор обращения может не обладать достаточными знаниями в области юриспруденции.
  4. Какие меры принимались самим человеком – проводились ли предварительные переговоры, выносился ли спорный вопрос на обсуждение общего собрания жильцов, направлялись ли письменные претензии в сам орган ЖКХ.
  5. Требования инициатора. Здесь необходимо отразить цель, которой стремиться достичь обратившийся – произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги, выполнить ремонт, сделать уборку прилегающей территории или мест общего пользования.

Составленная жалоба должна быть подписана всеми инициаторами.

Оформление

Образец самого заявления можно найти на интернет-сайтах уполномоченных инстанций. Четкого стандарта, который человек должен использовать в обязательном порядке, действующим законодательством не определено. Хотя к составлению заявления предъявляются некоторые требования.

Прежде всего, жалоба должна быть оформлена в письменном виде. В тексте необходимо отразить:

  1. Сведения об инициаторе обращения – полные фамилию, имя, отчество, домашний адрес, контактный телефон, данные электронной почты, если таковая имеется.
  2. Право собственности на жилое помещение, то есть является ли человек собственником либо арендует квартиру. Можно указать данные подтверждающего документа – дату и номер заключенного договора или соответствующего свидетельства.
  3. Сведения об обслуживающей организации или товариществе – название и место фактического нахождения.

К обращению нужно приложить документацию, подтверждающую обоснованность претензии: договор, платежные документы, копии протоколов общих собраний и обращений к виновному.

Особенности подачи онлайн-жалобы

Помимо направления письменного заявления, заинтересованное лицо имеет возможность обратиться в уполномоченную инстанцию напрямую. В данном случае можно просто позвонить или заполнить стандартную форму на специализированном сайте. У каждой уполномоченной надзорной инстанции имеется такой информационный ресурс. Звонить можно на горячую линию и сообщать о том, какие обязательства не выполняются, например, преждевременно отключено отопление или не убрана прилегающая территория.

При посещении сайта обратившемуся нужно заполнить стандартную форму, в которой указываются сведения об инициаторе. Такая информация аналогична той, что отражается в письменной жалобе.

Срок для ответа

Временной период для рассмотрения обращения не зависит от формы, в которой оно поступило. Для всех без исключения жалоб установлен единый срок ответа.

Поступившее обращение должно быть рассмотрено в течение тридцати фактических суток. Такой срок исчисляется с момента регистрации обращения. Если жалоба направлена в высший орган управления, то временной период рассмотрения заявления составит двадцать дней. Когда сложившаяся ситуация требует проведения дополнительных мероприятий, то срок может быть продлен в пределах тридцати фактических суток. О таком факте надо проинформировать инициатора.

Организации обязаны предоставлять всю необходимую информацию уполномоченной инстанции, проводящей проверку, в течение пятнадцати дней с момента поступления запроса.

Сам ответ направляется тем же способом, которым была передана жалоба, например, по почте или интернету. Пересылка осуществляется по адресу, указанному в обращении.

Меры, применяемые к нарушителям

За нарушение взятых на себя обязательств ТСЖ и управляющая компания могут быть привлечены к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. Вид применяемых мер воздействия зависит от характера нарушений и тяжести наступивших последствий.

Административная ответственность наступает в случаях:

  1. Нарушения санитарных правил и норм по содержанию жилых помещений, мест общего пользования и прилегающей территории.
  2. Невыполнение требований законодательства по ремонту или признанию строений негодными к использованию.
  3. Несоблюдение норм обеспечения жильцов коммунальными услугами.
  4. Невыполнение требований по разработке и сообщению людям о мероприятиях по сбережению энергетических ресурсов.
  5. Несвоевременное исполнение предписаний надзорных инстанций.

Санкции, применяемые к виновным, выражаются в виде денежных штрафов.

Уголовная ответственность наступает в случаях растраты, мошенничества и злоупотребления должностными обязанностями. В таких ситуациях, помимо штрафа, виновного могут привлечь к выполнению общественных или исправительных работ, заключить под арест, лишить свободы, а также в качестве дополнительной меры ограничить в возможности заниматься определенным видом деятельности.

Гражданско-правовые меры характеризуются выплатой денежной компенсации и устранением недостатков за счет средств нарушителя.

Судебная защита прав

Независимо от вида проступка, каждый жилец имеет право обратиться в суд.

Это безусловная возможность любого человека. Для этого необходимо составить исковое заявление. Его содержание аналогично жалобе в надзорные инстанции. К обращению надо приложить документацию, которая будет обосновывать поданный иск. Также нужно оплатить государственную денежную пошлину. Впоследствии она может быть взыскана с виновной стороны.

Следует отметить, что все требования должны быть четко сформулированы, поскольку суд рассматривает иск только в рамках заявленных вопросов.

Добавить комментарий

Call Now ButtonЗвоните 8 (800) 302-66-73