Закон О защите прав потребителей – статья 23

Правовая защита потребителя определяется в РФ на законодательном уровне. При этом именно потребительские права обычно защищаются больше, чем продавца. Но зачастую удовлетворить их не удается попросту потому, что клиент плохо знает ФЗ и поэтому до конца не понимает, что именно может требовать в том или ином случае. Так, к примеру, статья 23 определяет, что именно входит в права потребителя в отношении требований к другой стороне, если будет иметь место просрочка по заявленной претензии.

Основные положения

В общем ст. 23 Закона о защите прав потребителей четко определяет, какая именно ответственность будет наступать для второй стороны в том случае, если законные требования потребителя не будут удовлетворены в установленные для этого сроки.

Закон о защите прав потребителей

Нормы статьи

Статья 23 включает в себя 2 части, суть которых заключается в следующем:

  • когда требования покупателя не удовлетворили в установленные сроки, то он имеет право предъявить любые другие претензии;
  • часть 1 предусматривает, что если покупателю на время ремонта отказали в предоставлении работающего аналога, то он имеет право потребовать пеню – 1% от цены товара за каждый день;
  • цену стоит учитывать в тот момент, когда требование удовлетворили или тогда, когда было вынесено судебное решение по данному спору.

Разъяснения

Пункты разъясняют права клиента лишь в общем плане, но при этом к данной норме следует оговорить еще такие разъяснения:

  • Перечень возможных требований может быть расширен при невыполнении изначальных условий. В частности если изначально клиент может требовать только ремонт технически сложного товара, то в случае просрочки можно потребовать его обменять или вернуть деньги.
  • Сроки определяются не подписанным соглашением, а именно нормами законодательства. Если на ремонт товара отводится максимум 45 дней, то не могут по своему усмотрению сделать срок больше. Если же покупатель после этого добровольно согласится продлить время или изменить какие-то условия, то это возможно, но лишь при наличии его согласия он имеет право требовать и более серьезных компенсаций.
  • Отсутствие нужных материалов, денег, оборудования не являются уважительными причинами для нарушения предусмотренных сроков.
  • Для расчета пени учитывается изначальная стоимость товара, за которую он был приобретен, а не остаточная (обычно товар оценивается при приеме в мастерскую с учетом износа).
  • Иногда может учитываться даже не изначальная цена товара, а его рыночная стоимость, которая является актуальной на момент рассмотрения проблемы.

Все допустимые сроки учитываются на основании статей 20-22 данного ФЗ.

Именно на эти положения следует делать акцент в случае, если клиентом направляется официальная претензия. Никакие обстоятельства не дают право второй стороне самостоятельно увеличивать эти временные рамки. При этом любые условия соглашения могут быть изменены по согласию клиента.

Практические применения

Для потребителя важно на самом деле не только знать, что именно говорит Закон о защите прав потребителей, но также и каким образом данные права могут реализоваться на практике и как правильно их отстоять. Иногда продавец пользуется попросту незнанием клиента своих прав и отказывает в удовлетворении требований абсолютно незаконно.

Кто виновен

У потребителя имеется право адресовать свои требования к изготовителю продукции, продавцу или поставщику.
При этом выбрать, к кому именно обратиться, он может по своему усмотрению. Дополнительных разъяснений о том, куда именно нужно обратиться, не предусматривается.

К примеру, если технически сложный товар нуждается в ремонте, то требовать устранить недостатки можно от магазина, производителя или сервисного центра. По чьей вине товар действительно оказался некачественным они могут уже решать между собой, заявляя друг к другу требования, но отремонтировать товар обязан именно тот, к кому обратились.

В противном случае потребитель имеет полное право жаловаться на того, к кому он обращался. Отсутствие прямого факта вины в поломке не будет иметь отношение к делу и не будет приобщено к делу в качестве уважительной причины для отказа.

Именно поэтому, если клиенту отказали, мотивируя тем, что нужно обратиться в другую компанию. Следует направить официальную претензию, а затем обращаться в контролирующие государственные органы для защиты своих прав.

Куда обратиться

Предварительно для потребителя важно направить претензию к магазину. Подразумевается не обычное устное обращение, а именно официально изложенные требования.

Образец претензии к магазину

На основании федерального законодательства это является обязательным правилом, иначе будет попросту невозможно доказать, что клиент, вообще ,что-то требовал. Следует указать этот факт в обращении и предоставить копию изначальной претензии.

Далее возможно обратиться в Роспотребнадзор. Но данная структура может только выписать штраф и выдать официальное предписание что-либо сделать. При этом обязать компанию будет весьма сложно, ведь взыскать какую-то сумму Роспотребнадзор не сможет.

В данном случае, если у клиента имеются финансовые требования, то лучше сразу обратиться в суд, который гарантировано сумеет осуществить принудительное взыскание для удовлетворения заявленных требований.

Отсутствие чека на покупку не является основанием для отказа, если клиент сумеет любым другим способом подтвердить непосредственно сам факт покупки товара в указанном месте. При обращении к изготовителю это и вовсе не проблема, так как наименование всегда указано на товаре.

В целом статья 23 данного ФЗ четко определяет, что именно возможно в качестве последствий для продавца или изготовителя товара в том случае, если он не удовлетворит в установленные сроки требования покупателя. При этом данная норма определяет решение вопроса лишь в общем – дополнительно решения проблем основываются еще и на других нормативных актах, которые детализируют определенные пункты и моменты.

Ответственность продавца, изготовителя, уполномоченной организации

Добавить комментарий