В РФ законодательство четко регулирует права потребителя, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Какие-либо отклонения от норм ФЗ считаются грубым нарушением. При этом важно, чтобы покупатель не только знал свои права, но и умел их правильно отстаивать, зная все тонкости практического применения законодательных норм.
Закон о защите прав потребителей предусматривает, что все пункты заключенного ранее договора могут быть аннулированы в том случае, если каким-то образом это ущемляет права потребителя. В Российской Федерации по общему правилу предусматривается, что любой договор не может противоречить нормам действующего законодательства и поэтому его легко можно признать недействительным, если будет обнаружен данный факт. В отношении разрешения потребительских споров этот пункт оговорен в ст. 16 ЗоЗПП.
Закон о защите прав потребителейСуть нормы
Статья 16 Закона о защите прав потребителей включает в себя 3 части. К сути данных частей относятся такие правила:
- Любые пункты договора между покупателем и продавцом (изготовителем, поставщиком) могут быть признаны недействительными в том случае, если они противоречат нормам каких-либо законодательных актов РФ. Здесь подразумевается не только данный ФЗ, но и любые другие нормативные документы.
- Если же во время исполнения данного противоправного договора потребитель понес какие-либо убытки, то их также необходимо возместить.
- Запрещается навязывать какой-либо товар. Здесь подразумевается отсутствие права свободно выбирать какой-либо товар. Продавец не имеет права навязывать приобретение других товаров, чтобы потребитель мог купить интересующую вещь.
- Во время сервисного обслуживания запрещается выдвигать дополнительные условия, которые потребитель должен выполнить, чтобы осуществить предусмотренное сервисное гарантийное обслуживание.
- С потребителя не имеют права требовать какую-то дополнительную плату за услуги или дополнительные товары в том случае, если он не согласился на это. Если какая-то услуга была предоставлена без его ведома, то он имеет полное право не оплачивать ее. Чтобы финансовые требования магазина были законными, то необходимо подписывать соответствующее соглашение о том, что потребитель непротив оплатить такую услугу. Это касается не только продаж, но также и сервисного обслуживания продукции.
- Если дополнительные средства уже были включены в стоимость товара, то тогда потребителю обязаны вернуть денежные средства.
В каждом пункте статьи оговаривается, что распространяются данные правила не только на продажу товаров, но также и на оказание услуг или выполнение работ. В равной степени они применимы как к продавцу, так и к исполнителю работы, изготовителю товара или же компании, которая оказывает услуги. При этом ответчиком в этом споре всегда признается именно компания, участвующая в сделке по договору. Если по поводу дефектов товара клиент имеет право обратиться к любому из участников сделки (изготовитель, продавец), то в данном вопросе предъявлять любые претензии и заявлять требования можно только непосредственно к той организации, действиями которой был причинен ущерб.
Практические разъяснения
Помимо знания самой нормы, необходимо четко понимать, как именно она должна быть трактована и реализована с практической точки зрения. В первую очередь, чтобы избежать недоразумений, следует учесть некоторые дополнительные комментарии по данному вопросу, которые обычно применяются для решения подобных спорных вопросов в РФ:
- Не следует путать с данными нормами акционные предложения. Если клиенту предлагается получить со скидкой второй товар, приобретая первый, то это не означает наличие факта подобных нарушений, так как клиент имеет полное право приобрести товар и так по полной стоимости.
- Даже если товар не может работать без применения дополнительных товаров или услуг, то все равно предупредить об этом покупателя необходимо (к примеру, работа товара на батарейках).
- Любые словесные договоренности не принимаются во внимание. Даже если потребитель согласен на условия второй стороны, то все должно быть задокументировано.
Разрешение споров
Если, с потребительской точки зрения, права каким-то образом были нарушены, а именно в отношении данной статьи, то тогда клиенту в первую очередь необходимо составить письменное обращение. Данная претензия в первую очередь формируется в том случае, если деньги уже были взяты с клиента или же если без дополнительной платы ему отказываются отдавать его покупку.
Претензия должна быть написана в официальном деловом стиле с указанием всех обстоятельств дела и обязательной ссылкой на данную законодательную норму. Если к спору имеют отношение другие нормативные акты, то допускается их также включить в текст обращения. Чем больше будет указано официальных источников, подтверждающих правоту потребителя, тем лучше.
Исковое заявление о защите прав потребителейЕсли это не принесет никаких желаемых результатов, то тогда потребителю следует обратиться в Роспотребнадзор. При этом надо понимать, что принудительно взыскать положенные суммы у организации нет полномочий. Поэтому, если компания откажется по предписанию выплатить положенные компенсации, то необходимо в обязательном порядке обращаться в суд для защиты своих прав. Только так удастся получить свои выплаты. Кроме того, если подобными действиями был причинен дополнительно какой-либо ущерб, то только в судебном порядке удастся получить должные компенсации (Роспотребнадзор никогда не учитывает стоимость ущерба в своих предписаниях). Но при этом самое важное будет – доказать непосредственно наличие причинно-следственной связи в этом вопросе.
Добавить комментарий