Закон О защите прав потребителей – ст 16

В РФ законодательство четко регулирует права потребителя, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Какие-либо отклонения от норм ФЗ считаются грубым нарушением. При этом важно, чтобы покупатель не только знал свои права, но и умел их правильно отстаивать, зная все тонкости практического применения законодательных норм.

Закон о защите прав потребителей предусматривает, что все пункты заключенного ранее договора могут быть аннулированы в том случае, если каким-то образом это ущемляет права потребителя. В Российской Федерации по общему правилу предусматривается, что любой договор не может противоречить нормам действующего законодательства и поэтому его легко можно признать недействительным, если будет обнаружен данный факт. В отношении разрешения потребительских споров этот пункт оговорен в ст. 16 ЗоЗПП.

Закон о защите прав потребителей

Суть нормы

Статья 16 Закона о защите прав потребителей включает в себя 3 части. К сути данных частей относятся такие правила:

  • Любые пункты договора между покупателем и продавцом (изготовителем, поставщиком) могут быть признаны недействительными в том случае, если они противоречат нормам каких-либо законодательных актов РФ. Здесь подразумевается не только данный ФЗ, но и любые другие нормативные документы.
  • Если же во время исполнения данного противоправного договора потребитель понес какие-либо убытки, то их также необходимо возместить.
  • Запрещается навязывать какой-либо товар. Здесь подразумевается отсутствие права свободно выбирать какой-либо товар. Продавец не имеет права навязывать приобретение других товаров, чтобы потребитель мог купить интересующую вещь.
  • Во время сервисного обслуживания запрещается выдвигать дополнительные условия, которые потребитель должен выполнить, чтобы осуществить предусмотренное сервисное гарантийное обслуживание.
  • С потребителя не имеют права требовать какую-то дополнительную плату за услуги или дополнительные товары в том случае, если он не согласился на это. Если какая-то услуга была предоставлена без его ведома, то он имеет полное право не оплачивать ее. Чтобы финансовые требования магазина были законными, то необходимо подписывать соответствующее соглашение о том, что потребитель непротив оплатить такую услугу. Это касается не только продаж, но также и сервисного обслуживания продукции.
  • Если дополнительные средства уже были включены в стоимость товара, то тогда потребителю обязаны вернуть денежные средства.

В каждом пункте статьи оговаривается, что распространяются данные правила не только на продажу товаров, но также и на оказание услуг или выполнение работ. В равной степени они применимы как к продавцу, так и к исполнителю работы, изготовителю товара или же компании, которая оказывает услуги. При этом ответчиком в этом споре всегда признается именно компания, участвующая в сделке по договору. Если по поводу дефектов товара клиент имеет право обратиться к любому из участников сделки (изготовитель, продавец), то в данном вопросе предъявлять любые претензии и заявлять требования можно только непосредственно к той организации, действиями которой был причинен ущерб.

Практические разъяснения

Помимо знания самой нормы, необходимо четко понимать, как именно она должна быть трактована и реализована с практической точки зрения. В первую очередь, чтобы избежать недоразумений, следует учесть некоторые дополнительные комментарии по данному вопросу, которые обычно применяются для решения подобных спорных вопросов в РФ:

  • Не следует путать с данными нормами акционные предложения. Если клиенту предлагается получить со скидкой второй товар, приобретая первый, то это не означает наличие факта подобных нарушений, так как клиент имеет полное право приобрести товар и так по полной стоимости.
  • Даже если товар не может работать без применения дополнительных товаров или услуг, то все равно предупредить об этом покупателя необходимо (к примеру, работа товара на батарейках).
  • Любые словесные договоренности не принимаются во внимание. Даже если потребитель согласен на условия второй стороны, то все должно быть задокументировано.
Ст. 16 Закона о защите прав потребителей подтверждает еще раз, что на свое усмотрение продавец не имеет права вносить какие-то дополнительные коррективы в договор, которые бы противоречили законодательству РФ.
То есть, если правовыми нормами запрещается отказывать в обмене товара (к примеру, акционного), то это вовсе не означает, что это будет принято во внимание при рассмотрении подобных споров. Если федеральным законодательством предусматривается подобное право для потребителей, то по своему усмотрению корректировать это право компании РФ не могут. Данное правило распространяется также на иностранные компании, которые осуществляют свою деятельность на территории государства – их филиалы и представительства должны руководствоваться именно нормами законодательства РФ.

Разрешение споров

Если, с потребительской точки зрения, права каким-то образом были нарушены, а именно в отношении данной статьи, то тогда клиенту в первую очередь необходимо составить письменное обращение. Данная претензия в первую очередь формируется в том случае, если деньги уже были взяты с клиента или же если без дополнительной платы ему отказываются отдавать его покупку.

Образец претензии к магазину

Претензия должна быть написана в официальном деловом стиле с указанием всех обстоятельств дела и обязательной ссылкой на данную законодательную норму. Если к спору имеют отношение другие нормативные акты, то допускается их также включить в текст обращения. Чем больше будет указано официальных источников, подтверждающих правоту потребителя, тем лучше.

Исковое заявление о защите прав потребителей

Если это не принесет никаких желаемых результатов, то тогда потребителю следует обратиться в Роспотребнадзор. При этом надо понимать, что принудительно взыскать положенные суммы у организации нет полномочий. Поэтому, если компания откажется по предписанию выплатить положенные компенсации, то необходимо в обязательном порядке обращаться в суд для защиты своих прав. Только так удастся получить свои выплаты. Кроме того, если подобными действиями был причинен дополнительно какой-либо ущерб, то только в судебном порядке удастся получить должные компенсации (Роспотребнадзор никогда не учитывает стоимость ущерба в своих предписаниях). Но при этом самое важное будет – доказать непосредственно наличие причинно-следственной связи в этом вопросе.

Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

Добавить комментарий