Возврат денег за неоказанную услугу

Иногда исполнитель отказывается от выполнения оплаченной заранее работы. Услуга в таком случае будет считаться неоказанной, и естественно, что заказчик получит право вернуть средства, которые он выплатил.

Когда и на каких условиях может быть сделан возврат денежных средств за неоказанные услуги чётко регулируется в законодательстве, а чтобы получить их, понадобится составить и предъявить исполнителю претензию. Если в возврате средств отказано, притом что заказчик имеет право на него претендовать, ему остаётся лишь обратиться за судебной защитой.

Непредоставление услуги

Предоставлением услуги называют взаимодействие сторон на выгодных для каждой из них условиях, как результат которой одна сторона получает какую-либо помощь (к примеру, при использовании услуг таксиста эта помощь – доставка в нужное место), а вторая деньги или иные материальные средства.

Это осуществляется на основе договорённости между субъектами, которая не обязательно фиксируется письменно – но важно, что на судебном разбирательстве устные договорённости не будут иметь веса.

Соответственно, непредоставлением услуги называют ситуацию, при которой заказчик выполнил обязательства, а вот исполнитель не стал предоставлять услугу либо предоставил её на низком уровне качества и не осуществил саму цель её оказания.

Законодательная база

По закону, возврат денег при неоказании услуги должен базироваться на условиях заключённого сторонами договора. В нём должен быть зафиксирован порядок оказания услуги и оплаты за неё, а также то, каким образом будут решаться конфликтные вопросы. Чем более детальным будет договор, тем проще окажется возврат средств. Важен при этом и статус выплаченной суммы – был ли это аванс или задаток. Вернуть можно аванс, а вот задаток должен будет остаться у исполнителя в любом случае.

Статья 32 Закона о защите потребителей гласит, что заказчик имеет право отказаться от услуги и сам, тогда он также может вернуть деньги, однако, на нём будет лежать обязанность компенсировать те средства, что потратил исполнитель в связи с заключением договора и его исполнением. Подтверждать понесённые затраты последний должен при помощи чеков, а также уже полученного результата.

Если же расторжение произошло из-за того, что услуги предоставлялись не на должном уровне, то потребитель может претендовать не только на возврат авансового платежа, но также и на получение неустойки.

Однако, что услуги были оказаны некачественно, обычно приходится доказывать в суде, и потому чаще стороны договариваются просто разорвать договор и вернуть заказчику его деньги.

Нюансы договора на оказание услуг

Чтобы воспользоваться всеми возможностями Закона о защите прав потребителей (ОЗПП) при необходимости, важно правильно составить договор об оказании услуги. Обратите внимание на следующие детали:

  • Качество услуги – при заключении соглашения исполнителю необходимо поставить чёткие цели и качественные критерии определения их выполнения. Тогда он должен будет обеспечить результат, соответствующий поставленным целям по своему уровню качества, в ином случае заказчик получит право забрать деньги.
  • Гарантия – нужно установить чёткий срок, в течение которого она предоставляется, случаи, требующие оказания гарантийной помощи, и её объёмы.
  • Безопасность – для некоторых видов услуг требуется включить пункт о том, что, если некачественное выполнение работы исполнителем причиняет вред здоровью либо имуществу заказчика, с него можно будет взыскать компенсацию ущерба.
  • Полная и точная информация об услуге – как гласит первый пункт статьи 12 ОЗПП, если информация об услуге оказалась неверной или не была полной, заказчик получает право разорвать договор.
  • Пункт о моральном ущербе – обе стороны могут рассчитывать получить компенсацию за моральный ущерб, если что-то при сотрудничестве пойдёт не по плану по вине одной из них.

Верно составленный договор – уже немалая часть успеха, или, по крайней мере, беспроблемного возврата денег покупателю в случае, если исполнитель всё же провалит задание.

Предъявление претензии

Если сотрудничество всё же не удалось и потребовалось взыскать с исполнителя средства за неоказанную услугу, или её непредоставление в срок, то следует написать в его адрес претензию. Согласится ли вторая сторона с сутью претензии и выплатит деньги, или нет – от этого будут зависеть следующие действия, но составление претензии и её отправка исполнителю – обязательный первый шаг, без которого последующие невозможны.

По этапам процесс предъявления претензии и возврата денежных средств выглядит так:

  • составляется документ;
  • он вручается исполнителю или его представителю;
  • представитель должен расписаться, подтвердив получение, если же он этого не делает, приходится отправлять претензию почтой;
  • исполнитель возвращает деньги;
  • если этого не происходит, или же они выплачиваются не в полном объёме, выполняется обращение в Роспотребнадзор;
  • если результата ничто из перечисленного ранее не дало, остаётся лишь подавать иск в суд.

Составление документа

При составлении заявления необходимо опираться на положения договора, скреплённого подписями обеих сторон.

При его отсутствии, если исполнитель откажется возвращать деньги, отстоять свои права в суде заказчик не сможет. Причины расторжения контракта также должны быть обоснованы пунктами договора, а его копию нужно приложить к претензии.

Её структура будет следующей:

  • Данные о сторонах.
  • Указание причины, по которой договор разорван, описание всех сопутствующих обстоятельств с датами.
  • Требование возврата денежных средств по причине неоказания услуги, указание на то, какими будут следующие действия, если проблема не разрешится.
  • Документы, подтверждающие факт оплаты неоказанной услуги.

Необязательно, но желательно в тексте документа ссылаться на правовые акты, которые дают право выдвигать те или иные требования.

Образец претензии прилагается к статье – на него можно ориентироваться при составлении собственной. Должно быть две копии документа – одна отправляется к исполнителю, а вторая остаётся у заказчика.

Отправка исполнителю

Претензия должна быть либо вручена исполнителю лично под его роспись, либо отправлена почтой – заказным письмом с уведомлением о получении. Срок, отводящейся второй стороне на рассмотрение обращения, составляет десять дней, считая от даты получения.

После этого сторона исполнителя должна дать ответ. При его отсутствии либо отказе в выплатах, заказчик сможет обратиться в государственные инстанции за защитой своих прав.

Что предпринять в случае отказа

Нередко при отказе исполнителя удовлетворять претензию заказчик пытается обратиться в банк – ведь обычно оплата происходит именно через него, отчего может возникнуть мысль, что в банке же средства могут и вернуть. Но такое обращение будет ошибкой и пустой тратой времени, поскольку банки не имеют права отзывать средства по таким обращениям без согласия получателя.

Вместо этого после отказа нужно обратиться в Роспотребнадзор с заявлением, в котором также изложить все обстоятельства, как и ранее в претензии, и указать, что исполнителем деньги не возвращены. Обращение можно сделать как лично, так и через интернет, воспользовавшись специальной формой на официальном сайте – petition.rospotrebnadzor.ru/petition/. В организации проведут проверку по факту обращения, и с большой вероятностью ваши средства будут возвращены, поскольку неисполнение предписаний государственного органа может привести к неприятным последствиям для стороны исполнителя.

Судебная защита

Но если не помогло и обращение в Роспотребнадзор, то остаётся одно – подавать иск в суд. Такое обращение зачастую влечёт за собой довольно долгое разбирательство, именно поэтому его хотят избежать, но иногда просто не остаётся другого выхода, чтобы вернуть свои деньги.

Порядок обращения в суд

В таком случае остаётся обеспечить себе защиту компетентных специалистов, собрать все необходимые документы, оформить исковое заявление и подать его в суд – именно таким будет порядок действий в этой ситуации.

Подавая иск в суд, можно рассчитывать не только вернуть себе сумму, выплаченную за так и не оказанные услуги, но и на неустойку за задержку с возвратом, компенсацию морального ущерба, расходы на адвоката.

Составление иска

В суд необходимо подавать оформленное по правилам заявление, а также подтверждающие изложенные в нём сведения документы. Образец заявления прилагается к статье. В нём должно содержаться следующее:

  • Данные об истце и ответчике.
  • Сведения об условиях сделки.
  • Обоснование желания заказчика отменить её и вернуть деньги – как предыдущий, так и этот пункт должны быть изложены лаконично, но при этом полно – нельзя упускать важные факты, обязательно подкрепить свою позицию аргументами.
  • Требования – помимо возврата средств, истец может также требовать неустойку за просрочку и компенсацию морального ущерба. Однако все претензии должны быть обоснованными.
  • Доказательства – документы об условиях, на которых была заключена сделка, выплате средств исполнителю, свидетельства того, что свою работу он не выполнил либо сделал некачественно, или не справился в срок.
  • Дата и подпись истца.

Документы, которые должны прилагаться к заявлению:

  • Претензия на имя исполнителя, подтверждающая, что сначала заказчик пытался решить вопрос без привлечения суда.
  • Договор на оказание услуг, содержащий сведений об условиях их предоставления и оплаты.
  • Чеки и другие документы о переводах денежных средств, подтверждающие, что заказчик оплатил неоказанные услуги. При отсутствии платёжных документов и невозможности подтвердить факт выплат, нельзя будет взыскать и деньги в суде.

Образцы документов

Претензионное письмо заказчика (при отказе исполнителя от исполнения договора) Исковое заявление о защите прав потребителя и о компенсации морального вреда

Добавить комментарий