Можно ли вернуть продукты питания в магазин?

Возврат продуктов питания в магазин – задача часто непростая.

Продовольственные товары подвергаются порче со временем, на основании чего в магазине могут отказаться их принимать. Но покупатель имеет права, закрепленные законом, которые надо знать, чтобы без проблем можно было вернуть свои деньги за испорченный продукт.

Требования к качеству продуктов

В Федеральном законе № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» формулируются основные требования к ним для продажи в магазинах. Не соответствующие этим нормам товары не должны реализовываться.

Соблюдение требований законодательства контролируют органы государственного надзора, а юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, изготовляющим и продающим продукты, предписывается предоставлять потребителям всю информацию о них. Основанием для возврата товара может послужить не только несоответствие качества, но и несовпадение информации на упаковке с реальным содержанием или эффектом от товара, а также неполное указание о них.

В Санитарных правилах также установлены гигиенические требования к безопасности пищевых продуктов, и что их органолептические свойства должны оставаться неизменными при транспортировке и хранении. Помимо этого, требуется, чтобы они не имели посторонних включений, запахов и так далее, не отличались по своему виду и консистенции от аналогичных продуктов – если это не соблюдается, покупатель имеет право вернуть товар.

Ещё одно требование – стимуляторы, лекарства и другие вещества, попадающие в продукты животного происхождения во время их жизнедеятельности, должны содержаться не более чем в строго установленных нормах.

Реализацию продуктов питания регулирует Постановление Правительства РФ № 55, также известное как Правила продажи отдельных видов товаров. В нём устанавливается, что покупателю должно быть известно следующее:

  • Все входящие в состав товара ингредиенты.
  • Его пищевая ценность, вес либо объём.
  • Детали применения и способы приготовления.
  • Условия, в которых его надлежит хранить.
  • Дата изготовления и упаковки, срок годности.
  • Противопоказания в случае их наличия.
  • Сведения о госрегистрации, если продукт подлежит ей.

При отсутствии чего-либо из перечисленного, либо при неверных сведениях, покупку затем можно будет вернуть.

Покупка некачественного товара

Если вы приобрели некачественный продукт, его возврат в магазин возможен, если:

  • Срок годности истёк.
  • Он имеет нехарактерный запах или цвет, по которым видно, что продукт испортился.
  • Его упаковка уже была вскрыта.
  • Описание продукта оказалось не соответствующим реальности.
  • В нём присутствуют посторонние включения.

Если какой-либо товар был признан некачественным, он подлежит изъятию из оборота. Если таким оказался не один товар, а вся партия, то магазин обязан изъять её целиком, а если он не делает этого сам, сведения должны быть переданы в государственные органы, занимающиеся контролем качества продуктов, в первую очередь в Роспотребнадзор. После проведения экспертизы и признания их не соответствующими нормам они утилизируются. Все сопутствующие расходы оплачиваются магазином (который, в свою очередь, может попытаться взыскать их с производителя).

Производители и распространители заведомо некачественного товара могут понести гражданско-правовую, административную или даже уголовную ответственность, если будет обнаружена их вина в низком качестве, или они не предпримут должных усилий, чтобы вовремя исправить проблему.

К примеру, статья 236 УК РФ предусматривает наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее массовое заболевание или отравление штрафом до 800 000 рублей, дисквалификацией на срок до 3 лет, обязательными либо исправительными работами, а то и лишением свободы на срок до года. Если нарушение повлекло смерть, наказание будет строже.

Права потребителя

Существует закон «О защите прав потребителя», в котором чётко регулируются отношения продавцов и покупателей, в частности, вопросы возврата товаров. Он предусматривает, что если приобретённый товар окажется ненадлежащего качества, покупатель имеет право его вернуть – это будет считаться отказом от приобретения товара, не годящегося для употребления по назначению по объективным причинам. В числе таких причин:

  • продукт просрочен;
  • информация на упаковке вводила в заблуждение, и на деле её содержание оказалось иным по составу, консистенции или другим параметрам;
  • в продукте обнаружились явно посторонние примеси.

Если одно из этих условий выполнено, никаких вопросов по поводу возврата у продавцов быть не должно. Полное право покупателя отказаться от приобретения некачественного продукта, магазин же будет обязан сделать что-то из следующего списка (по выбору покупателя):

  • поменять товар на его аналог;
  • вернуть все выплаченные за его приобретение деньги.

Есть и ещё один вариант, который можно применить при согласии на него обеих сторон – из-за низкого качества товара цена на него снижается, то есть покупателю возвращается часть денег и приобретение остаётся в его распоряжении.

Может случиться даже так, что некачественным продуктом наносится вред здоровью – его употребление провоцирует пищевое отравление или другие расстройства. Тогда пострадавший вправе потребовать возместить нанесённый вред – обычно дело приходится разрешать уже в суде, хотя возможны и случаи досудебного урегулирования вопроса.

Но нужно отметить, что в таких случаях закон оказывается на стороне покупателя, лишь если тот пострадал по незнанию. При заведомо ложной информации о продукте, указанной на его упаковке производителем, ответственность будет нести уже он, а не продавец. К примеру, если не было указано вещество, противопоказанное к употреблению некоторым категориям людей, и содержащееся в продукте.

Предъявление претензий продавцу

Претензии следует подкрепить доказательствами, при предъявлении которых продавец сможет вернуть деньги за товар. В этом качестве, как правило, используется информация на упаковке – например, если в день покупки уже 15 февраля, то вряд ли продавец станет отрицать, что при сроке годности до 14 февраля товар уже просрочен и деньги за него следует вернуть.

Если возврат просроченного товара в магазин происходит не сразу после покупки, а в другую смену, то одного утверждения о том, что продукт был куплен в этом магазине в определённую дату, конечно, окажется мало – потребуется ещё и подтверждающий это чек. Потому их и нужно сохранять – это наиболее универсальное доказательство, что приобретение было сделано, с которым возврат сразу же становится гораздо проще – остаётся лишь доказать, что товар некачественный.

Но даже при отсутствии чека имеются и другие возможности, к примеру, привлечение свидетелей или записей с камер. Но первое чаще всего сложно осуществить, для второго нужна добрая воля со стороны самого магазина – записи они имеют право не показывать. Потому до подобных изысканий дело доходит редко, разве что если был приобретён очень дорогой товар.

Ещё один вариант – потребитель имеет право попросить о сверке артикулов и иных данных товара на его упаковке с теми, что указаны в накладных магазина. Процесс этот также не всегда простой, но в отличие от записей с камер, которые не доказавшим ещё факт покупки потребителям сотрудники магазина предоставлять не обязаны, такую проверку они должны будут провести. А с её помощью можно доказать, что покупка была сделана именно в этом магазине, как и дату её совершения.

Поэтому лучше всего сохранять чеки. Именно это позволит разрешить ситуацию максимально быстро и просто в большинстве случаев.

Относительно качества товара тоже могут возникнуть сложности: что он просрочен доказать легко, то если срок годности ещё не вышел, но качество не соответствует должному, могут быть варианты. Так, если потребитель ссылается исключительно на личные ощущения, то продавец не всегда идёт навстречу. Он может ссылаться на необъективность этого мнения, либо что продукт можно было испортить из-за несоответствующих условий хранения.

Тогда остаётся проведение экспертизы. Она установит, насколько товар соответствует своему описанию, и может ли быть употреблён без вреда для здоровья, а если он потерял свои качества, то и из-за чего это произошло.

Возврат товара и требуемые для него документы

Опишем весь порядок возврата товара, как он обычно происходит, по шагам. Чтобы вернуть продовольственный товар, нужны:

  • он сам;
  • чек для подтверждения факта его покупки;
  • паспорт.

Потребитель предоставляет в магазине продукт и объясняет, по какой причине он непригоден и должен быть возвращён. Продавец, в свою очередь, может как счесть описанную причину весомой и явной, и вернуть деньги, так и решить, что основание субъективно и требуется проведение экспертизы.

Во втором случае и потребуется паспорт – сведения из него будут необходимы при заполнении претензии. Её образец должен быть предоставлен продавцом, потребуется составить два экземпляра – по одному для каждой стороны.

Допускается как заполнение непосредственно в магазине, так и в более спокойной обстановке дома. В документе указывается, к какому магазину предъявляется претензия, а также данные потребителя, после чего идёт основная часть. В ней описывается: когда, где, за сколько и какой товар куплен, причины, по которым он непригоден, делаются ссылки на статьи законодательства. После этого формулируются требования: намерен ли заявитель вернуть свои деньги, обменять товар на аналогичный, требует снизить его стоимость или компенсировать другие затраты, понесённые из-за него.

Затем перечисляются прилагаемые документы (обычно это копии), подтверждающие изложенные в Претензии обстоятельства и факты. В завершении ставится дата составления и подпись заявителя. Отметим, что форма изложения установлена свободная, также мы прилагаем к статье образец, на основе которого можно составить претензию самостоятельно.

Важно, чтобы товар был возвращён и Претензия оформлена до того, как срок его использования истечёт. Либо, если был приобретён продукт уже просроченный, следует предоставить свидетельствующий об этом чек. В ином случае магазин может просто сослаться на то, что продукт потерял свои качества из-за того, что срок годности вышел уже после покупки.

В какие сроки производится возврат денег

Претензия должна быть рассмотрена не более чем за тридцать дней. В некоторых случаях требуется провести экспертизу оперативно – в Претензии следует указать на это. Если дело затянулось, месяц с момента её подачи уже прошёл, а ответа от магазина нет, то остаётся обратиться в Роспотребнадзор либо сразу в суд.

Можно ли возвратить качественный продукт

Одно дело просрочка, или не соответствующие описаниям продукты, и совсем другое – если качество товара оказалось на уровне, и никаких объективных претензий к нему нет. Тогда не будет и возможности вернуть его, поскольку продукты питания включены в список товаров, возврат которых необязателен для магазинов при надлежащем качестве. Даже если покупатель передумал уже на месте, и продукт был только что пробит на кассе – всё равно продавец имеет полное право не брать его назад.

Единственный вариант вернуть его после этого – доказать, что он всё же ненадлежащего качества, для чего придётся проводить экспертизу. Оплачиваться экспертиза будет в зависимости от её результатов – если она покажет правоту покупателя, раскошелиться придётся продавцу, если же качество всё-таки окажется надлежащим, то мало того, что потребитель не сможет вернуть свои деньги, выплаченные за него, он же должен будет заплатить и за экспертизу.

Жалоба на торговлю просроченными продуктами

Если инцидент с некачественными продуктами оказался неединичным, то очевидно, что в магазине нарушаются нормы законодательства, и не стоит дожидаться, пока появятся жертвы – нужно написать на него жалобу и пресечь такую торговлю. Основной инстанцией для подобных претензий является Роспотребнадзор.

Обращение в Роспотребнадзор

Если раньше обязательно было являться лично, то теперь сделать это стало куда проще – появилась возможность пожаловаться онлайн через официальный сайт организации www.rospotrebnadzor.ru. Сверху найдете вкладку «отправить обращение». Нажав на неё, вы получите список ситуаций, в которых стоит обращаться. После нажатия на кнопку «продолжить» вы сможете ознакомиться с порядком приёма жалоб, а затем на выбор будет предложено два варианта:

  • с авторизацией в ЕСИА;
  • без авторизации.

Авторизация необходима если по обращению требуется внеплановая проверка.

Затем появится форма, которую и нужно заполнить, оставив свои данные, контакты, непосредственно обращение и документы, подтверждающие изложенные в нём факты. Все поля должны быть заполнены, иначе его не станут рассматривать. Отметим, что следует указать информацию о магазине: адрес, название, данные чека.

Помимо заполнения формы на сайте, остаются и другие способы подать жалобу:

  • лично;
  • по телефону;
  • по электронной почте;
  • по обычной почте при помощи заказного письма.

Адреса и контакты можно найти на официальном сайте Роспотребнадзора www.rospotrebnadzor.ru. Отметим, что при составлении обычной, письменной жалобы, также потребуются сведения, которые необходимо указать в стандартной форме. Подаётся заявление в территориальное управление на имя его руководителя.

В тексте следует описывать проблему без эмоций и экспрессивных выражений, указав все важные данные, а к нему приложив подтверждающие изложенное документы. Также обязательно следует сформулировать прошение с указанием, что именно должно быть предпринято в связи с обращением. Обратите внимание, что если в тексте будут содержать оскорбления, угрозы и тому подобное в чей-либо адрес, то он не будет рассматриваться.

Образцы документов

Образец претензии

Добавить комментарий