Нарушение трудовых прав работников

Законодательство предусматривает строгий контроль соблюдения всех прав трудящихся. В вопросах правового регулирования трудящиеся защищены значительно больше работодателей. Одновременно несколько контролирующих органов следит за тем, чтобы все нормы законов соблюдались в вопросах труда. При любых нарушениях сотрудник имеет право обратиться за защитой своих прав. Но для этого, прежде всего, важно понимать, куда именно и как обратиться, если имеет место нарушение трудовых прав. Чем правильнее будет все оформлено и чем точнее выбран компетентный орган, тем быстрее удастся добиться справедливости и устранить нарушение.

Основные способы

Понятие и способы защиты трудовых прав регламентируются Трудовым Кодексом. Чтобы иметь возможность отстоять свои права необходимо в первую очередь знать основные нормы и правила, а также внимательно изучить соглашение с работодателем, которое подписывается при приеме на работу. В первую очередь важно знать также, куда именно обратиться для защиты своих прав, чтобы получить максимально быструю реакцию на обращение.

Чем руководствоваться

В первую очередь при разрешении споров следует руководствоваться нормами Трудового Кодекса, а также коллективного договора, который подписывается с работником при приеме в организацию на службу.

Действительно, многие моменты могут регламентироваться конкретно нормами трудового соглашения. Работодатель имеет право уточнить многие нюансы работы в организации, а также перечень обязанностей и дополнительных социальных гарантий.

Но при этом не допускается, чтобы какие-либо пункты противоречили нормам действующего законодательства. Именно поэтому, даже если что-то указано в соглашении, но при этом законы предусматривают другое, то эти пункты вполне можно будет оспорить.

Не следует забывать и об иерархии законодательных актов. В случае возникновения каких-либо споров следует, прежде всего, руководствоваться нормами главенствующих актов, а уже далее подзаконными.

В редких случаях для конкретной отрасли могут предусматриваться другие правила. В частности, правила и режим работы, отдыха будут другими для определенных видов производства или для работы в регионах.

Куда обратиться

Существуют различные способы защиты трудовых прав работников. По иерархии их принято делить на такие уровни:

  1. самозащита своих интересов;
  2. контроль осуществляется профессиональными союзами;
  3. государственный надзор;
  4. судебное разбирательство.

На каждом уровне предусмотрены свои средства защиты интересов. Иногда даже на начальном этапе можно добиться удовлетворения своих требований.

Даже опытные юристы рекомендуют в первую очередь обращаться с претензией к работодателю самостоятельно. Зачастую это дает ему понять, что сотрудник настроен решительно и вынуждает его устранить нарушения. Если же жалоба инициируется коллективная, то в данном случае можно обратиться в профсоюз, который сам будет направлять претензию руководству предприятия.

Если это и не даст должных результатов, то при дальнейшем разбирательстве будет дополнительным преимуществом для работника, который сможет подтвердить попытку мирного урегулирования спора.

Далее работник должен обращаться уже в тот орган, который специализируется на решении подобных вопросов:

  • если возникли проблемы с выплатой зарплаты, то возможно обращение в налоговую инспекцию;
  • при нарушении техники безопасности, правил охраны труда и отдыха, распределения отпусков следует идти в трудовую инспекцию;
  • в случае каких-либо нарушений, за которые предусматривается уголовная ответственность, обращаться нужно в полицию или прокуратуру;
  • для получения компенсаций нужно идти в суд.

Законодательством не запрещается работнику пропустить какой-либо из этапов и сразу обратиться в вышестоящие органы для защиты своих прав. Но при этом время, которое потребуется на решение спора, может существенно увеличиться, что приведет к более длительным ожиданиям. Поэтому иногда решение проблемы может пройти значительно быстрее, если даже просто обратиться в официальной форме к руководству предприятия.

Как правильно выбрать куда обратиться

Трудовая инспекция – это универсальный орган, который должен принимать абсолютно все обращения, связанные со спорными ситуациями между руководством предприятия и его сотрудниками.
В случае если решение какого-либо вопроса выходит за рамки ее полномочий, то подобное обращение будет перенаправлено в соответствующую инстанцию. Об этом необходимо уведомить сотрудника, который направил жалобу. Сделать это нужно в течение 7 дней с того момента, как жалоба была зарегистрирована в организации.

Передача дела будет обязательной в том случае, если в ходе проверок будут выявлены более значительные нарушения. В этом случае работники трудовой инспекции самостоятельно собирают все материалы по делу и передают их в прокуратуру или суд.

При этом важно понимать, что на прохождение дела через все инстанции требуется значительно больше времени, чем в случае направления обращения в компетентный орган, который сможет заняться решением вопроса сразу.

К примеру, любые требования финансового характера могут быть удовлетворены только в судебном порядке. Хотя трудовая инспекция и может выдать предписания с требованиями выплатить какую-либо сумму в пользу работника, но при этом не может обязать предприятие это сделать. Особенно это касается тех ситуаций, когда речь идет о моральном ущербе и прочих компенсациях. Произвести взыскание положенных сумм может только суд. Исключительно по решению суда возможно принудительное взыскание чего-либо. То же самое касается и ситуаций с восстановлением на работе, включением периодов в стаж. Трудовая инспекция может выдать только рекомендации, но принудить работодателя сделать что-либо она не сможет. Конечно, можно надеяться на то, что он добровольно согласится выполнить требования контролирующего органа. Но если этого не случится, придется ждать, пока работники трудовой инспекции сами передадут дело в суд. То есть, рассмотрение вопроса в таком случае заметно растянется во времени. Поэтому, если работник желает получить свои деньги как можно быстрее, то лучше обратиться в суд сразу.

Если возникли проблемы с выплатами заработной платы, следует обратиться в налоговую инспекцию. То же самое касается ситуаций, когда работодатель показывает начисления только частично, а остальное выдает работникам просто так.

И не следует прислушиваться к распространенным заблуждениям руководства, когда оно утверждает, что должно пройти определенное время, чтобы обращаться в такие органы. Сотрудник имеет право написать жалобу сразу, как только имеет место факт нарушения. То есть, даже если работодатель задержал выплату зарплаты на 1 день, работник уже имеет право обратиться в любой контролирующий орган.

Многие работники считают дополнительным преимуществом то, что только в трудовую инспекцию можно подать анонимную жалобу. На самом же деле максимум, что в этом случае может сделать инспекция – перенаправить обращение на работодателя, но сделать это официально от своего имени. При этом рассматривать обращения без указания заявителя работники не имеют права, а законодательно не предусмотрена обязанность перенаправлять обращения в организации. Для анонимных жалоб допускается вовсе никак не реагировать на них – это не будет нарушением со стороны работников.

Процедура обращения

Если работник действительно хочет как можно быстрее разобраться в ситуации и получить должную реакцию со стороны организации, а также удовлетворить свои требования, то следует особое внимание уделить именно правилам составления официальных обращений, а также алгоритму их рассмотрения.

Общие правила

В первую очередь, каждый работник должен понимать, что при возникновении любого нарушения его прав необходимо обращаться с жалобой как можно быстрее. Это связано с тем, что зачастую законодатель отводит очень сжатые сроки на рассмотрение подобных споров. К примеру, в случае незаконного увольнения работнику отводится всего месяц на обращение в суд для защиты своих прав. Этот срок начинает исчисляться с того момента, как работник узнал о самом факте нарушения своих прав. Далее уже потребуется доказывать существенность причин, по которым не удалось своевременно подать судебный иск.

Важно обратить внимание на ряд дополнительных общих правил, характерных для составления любого обращения в инстанции для защиты своих трудовых прав:

  • Составлять любое обращение требуется только в деловом стиле. Заявления с ненормативной лексикой или грубыми угрозами не рассматриваются. Если же жалоба содержит слишком много отступлений, не имеющих отношения к делу, то велик риск, что во время прочтения подобного обращения основные моменты будут упущены и поэтому спор вообще будет трактован иначе.
  • Все события нужно указывать в хронологическом порядке. Абсолютно все должно быть изложено строго по сути. Необходимо включить в текст обращения максимум фактов (даты, имена, места), но при этом не следует слишком расписывать ненужные подробности, которые не способны повлиять на суть решения вопроса.
  • Любое требование должно быть подкреплено соответствующими нормативными актами. На них нужно делать ссылку, указывая саму статью, а также ее пункт, часть, в котором говорится о данном праве работника.
  • Необходимо прикладывать все документы, имеющие отношение к делу. Иногда обращение может содержать дополнительные аудио или видеоматериалы. Это связано с тем, что обращение в трудовую инспекцию может подаваться не только тогда, когда уже состоялся факт нарушения, но и тогда, когда от работодателя только поступают угрозы в адрес сотрудника. В этом случае он может записать их на диктофон и с этой записью обратиться для защиты своих прав. Это можно сделать и в том случае, если просто требуется правовое разъяснение какой-либо спорной ситуации.
  • Если работник предварительно направлял претензию работодателю, то на этом следует отдельно акцентировать внимание. В идеале, приложить к обращению копии самого обращения и ответа работодателя. Но даже если ответа не последовало, то следует просто приложить само обращение и акцентировать внимание на том, что руководитель предприятия не предоставил положенный ответ в указанные сроки.
  • Подавать обращения в инстанции лучше всего, заполнив на сайте форму онлайн, или скачать бланк и затем внести в него свои сведения. Таким образом, можно заранее быть уверенным, что все положенные пункты в документ включены. Лучше набрать документ на компьютере, а не писать вручную. Дело в том, что жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если в ней отсутствуют важные пункты. Также могут отказать в рассмотрении, когда документ написан вручную и почерк столь плох, что работник организации не может понять суть написанного.

Все эти правила стоит соблюдать должным образом, так как нарушение любого из них приведет к тому, что заявителю просто откажут в рассмотрении обращения (об этом его должны будут уведомить в течение 7 дней с момента регистрации заявления). Тем временем, пока заявитель будет дорабатывать документ, могут выйти все сроки.

Подать обращение практически во все инстанции на данный момент можно несколькими способами: через интернет, просто заполнив специальную форму на сайте; отнеся в приемную заполненный бланк; отправив по почте. Если документация направляется по почте, то это следует делать заказным письмом и только с описью вложения, где перечислен полный перечень копий, которые прилагаются к обращению.

Оформление обращения

Всегда акцентируется особое внимание на том, как важно следить за правильным составлением обращения. Именно от этого будет зависеть, примут ли жалобу к рассмотрению. Самый простой вариант – просто найти пример для такой организации и указать там свои данные. Образцы бланков могут несколько отличаться для разных инстанций, но при этом можно выделить некоторые общие пункты, характерные для всех документов:

  • сведения о заявителе и том органе, в который он обращается, важно указать контактные данные и адрес, на который будет направлен ответ;
  • текст обращения с подробным изложением ситуации;
  • список своих требований со ссылками на нормативные акты;
  • прилагаемые документы;
  • дата и подпись.
Образец иска о незаконном увольнении

Если жалоба подается коллективная, то должны быть подписи всех участников разбирательства.

В случае подачи искового заявления правила будут несколько другими. В первую очередь, важно указать изначально цену иска (сумму заявленных финансовых требований), а также в перечне прилагаемых документов указать квитанцию об уплате госпошлины. Без этого иск не будет принят к рассмотрению.

Итак, в случае любых нарушений трудовых прав работник имеет возможность обратиться к работодателю с претензией, а в дальнейшем – в различные государственные органы, которые обязуются обеспечивать должную защиту прав трудящихся. Важно строго соблюдать алгоритм, предусмотренный для подобных жалоб, а также правила составления обращений. Чем лучше будет составлен документ – тем более велики шансы на удовлетворение заявленных требований. Важно предварительно ознакомиться с компетенцией всех органов, чтобы направить жалобу правильно – это позволит значительно сэкономить время на рассмотрение дела и, соответственно, ускорить само решение вопроса. При этом наиболее важно – обратиться для защиты прав своевременно. Законодательно предусматривается право сотрудника обратиться за защитой даже непосредственно в день нарушения. Поэтому не следует откладывать на потом решение таких споров, чтобы не пропустить предусмотренные законодателем сроки.

Нарушение трудовых прав работников: ответственность работодателя

Добавить комментарий