Бракованный товар

Довольно часто люди сталкиваются с ситуациями, когда им продают бракованный товар. То есть приобретенная продукция не соответствует предъявляемым к ней требованиям и не может быть использована в полном объеме по назначению.

В таких случаях каждый покупатель имеет право на компенсацию. Она выражается в возврате денег или замене товара. В противном случае к продавцу могут быть применены штрафные санкции.

Приобретение некачественного товара

Понятие соответствия произведенного товара закреплено в статье 469 Гражданского кодекса РФ. В частности, там указано, что реализатор должен продать изделие, которое соответствует предъявляемым требованиям. Они должны быть отражены в договоре купли-продажи. Если такие условия в соглашении не указаны, то продавец обязан передать человеку товар пригодный к применению в ситуациях, в которых он обычно используется. Реализатор, которого покупатель проинформировал о целях приобретения изделия, обязан передать таковое. При этом товар должен соответствовать предъявляемым требованиям. Несоблюдение указанного правила, означает, что продукция не может быть использована по назначению в полном объеме.

Действующим законодательством определены два вида недостатков:

  1. Обычные. В этом случае имеет место несоответствие продукции предъявляемым требованиям. То есть проданный товар можно применять с некоторыми ограничениями. Например, неисправен подогрев на заднем окне автомобиля.
  2. Существенные. Здесь имеющиеся недостатки исключают возможность использования полностью. Например, двигатель стиральной машины не функционирует.

Также недостатки могут быть явными и скрытыми. В первом случае неисправность можно выявить изначально, при визуальном осмотре. Во втором – только в процессе эксплуатации изделия.

Законодательством по защите прав потребителей выделены причины возникновения недостатков:

  1. Проблемы с конструкцией. В данном случае недостаток допускается ещё на стадии принятия решений изготовителем. Здесь речь идет о конструкторской ошибке.
  2. Производственный фактор. Это связано с ошибками, допущенными при сборке изделия. Такое происходит в случае несоблюдения требований технологической документации.
  3. Несоответствие рецептуре. Такие недостатки относятся прежде всего к изготовлению продуктов питания, фармакологии и средств личной гигиены. Рецептурное несоответствие  может создать проблемы для здоровья покупателя. Такие недостатки происходят в случае, если нарушаются правила изготовления либо используются некачественные ингредиенты.
  4. Несоответствие информационного характера. В данном случае сведения клиенту не поступают в полном объеме или являются недостоверными.

Все указанные проблемы дают покупателю право требовать от продавца компенсировать причиненный ущерб.

Срок предъявления претензий

Чтобы реализовать свои намерения по возмещению брака, человек должен предварительно проинформировать продавца о возникших проблемах. В большинстве случаев такой подход позволяет избежать ненужных временных и финансовых затрат и решить спорный вопрос ещё на стадии переговоров.

В статье 19 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» указаны сроки, в течение которых покупатель может предъявить претензии реализатору по качеству товара. Об этом говорится и в статье 477 Гражданского кодекса РФ.

Потребитель имеет право обратиться к продавцу в период гарантийного срока. Если период годности определен не был, то человек может подать претензию в течение двух лет с момента продажи ему товара. Срок может быть увеличен по условиям договора или правилами нормативных актов. Период гарантии на товар исчисляется с момента его реализации. Такая информация всегда указывается в технической документации и талоне на изделие. Если невозможно установить день покупки товара, то срок будет исчисляться с момента его изготовления.

В отношении продукции сезонного характера, то есть обуви и одежды, период гарантии исчисляется с момента наступления определенного периода года, исходя из климата по месту жительства покупателя.

Если товар приобретался по почте, то срок заключения договора может не совпадать с моментом получения. В данном случае период исчисляется, начиная с даты фактической доставки изделия заказчику. Если для нормального использования товара требуется проведение дополнительных работ, связанных с подключением или наладкой оборудования, то срок будет исчисляться с момента выполнения продавцом необходимых действий. Период гарантии должен соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасности товара.

Срок годности может быть установлен не только на все изделие в целом, но и на его отдельные комплектующие. Такой период может быть меньше общего срока. Тогда покупатель может предъявлять претензии продавцу, в случае брака одной из составляющих.

Если срок гарантии составляет менее двух лет и недостатки были выявлены после истечения такого времени, то человек имеет право на компенсирование только в случае, если может подтвердить тот факт, что проблемы были еще до приобретения изделия.

Права потребителя

Действующим законодательством определено, что покупатель имеет право на компенсацию причиненного ущерба, если таковой был нанесен вследствие приобретения бракованного изделия. В такой ситуации потребитель может компенсировать стоимость некачественного товара или заменить его на равноценный. Любой из вариантов человек выбирает по своему усмотрению.

Замена товара

Продавец обязан предоставить клиенту изделие должного качества, если был реализован брак. Замена товара должна быть произведена в течение семи фактических суток, с момента обнаружения недостатков. Если требуется провести дополнительную проверку, то период устранения составит двадцать дней. Срок исчисляется с даты предъявления претензии. В ситуации, когда у продавца нет в наличии необходимого товара, то замена должна быть произведена в течение месяца. Срок замены непродовольственного изделия составляет четырнадцать дней, не считая момента приобретения.

Нередки случаи, когда покупатель фактически проживает в условиях Крайнего Севера или на приравненной к нему территории. В таких обстоятельствах в срок учитывается время, необходимое для доставки товара.

Также установлено, что если срок замены бракованного изделия превышает семь суток, то продавец обязан предоставить во временное пользование человеку аналог, обладающий необходимыми свойствами, на весь период устранения проблемы. Ненадлежащий товар меняется на новый, который не использовался ранее. При этом следующий гарантийный срок будет исчисляться с момента фактической замены.

Возврат денег

Ещё одним правом покупателя является возможность получить финансовое компенсирование. То есть человек может вернуть денежные средства, которые были затрачены на бракованное изделие. Продавец обязан отдать человеку потраченную последним сумму в течение установленного законом срока. Такой период составляет десять фактических суток. Он исчисляется с момента предъявления претензии. При этом правилами, установленными нормативными правовыми актами определено, что это право является безусловным. То есть указанный вид требования должен быть удовлетворен реализатором.

Порядок сдачи товара

Возврат брака от покупателя представляет собой определенную процедуру, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Необходимо установить, не истек ли гарантийный срок. Такую информацию можно взять из документов на изделие. Как правило, это всегда отражено в гарантийном талоне или техническом паспорте. Следует обратить внимание, на тот факт, что нередко реализаторы могут умышленно занижать установленные сроки. В этом случае нужно обратиться к правилам действующего законодательства и руководствоваться его требованиями.
  2. Далее направляется письменная претензия либо требование о возврате денег или замене товара на аналогичный. В письме надо отразить ссылку на действующие нормативные правовые акты.
  3. Как  только истек срок ответа на претензию, человеку нужно самому прийти к продавцу и осуществить фактическую передачу. Купленный ранее товар необходимо вернуть вместе с оригинальной упаковкой. Сама передача должна быть оформлена путем составления акта соответствующего содержания.

После того как будут выполнены все указанные действия, покупатель может рассчитывать на компенсирование брака. В любом случае, даже если продавец не удовлетворит требования потребителя, у последнего будет на руках документальное подтверждение того факта, что досудебная процедура урегулирования спора выполнена в полном объеме.

Экспертиза качества

Суть такой процедуры заключается в профессиональной оценке качества проданного товара. Поводами для проведения экспертизы являются:

  1. Разногласия между изготовителем и реализатором.
  2. Отсутствие представителя поставщика в момент проверки качества изделия.
  3. Утрата продукцией своих функций.
  4. Судебное решение о проведении экспертизы.
Сама процедура проводится уполномоченной официальной организацией. Таковой является Бюро Товарных экспертиз. 

Любая заявка фиксируется в специальной учетной форме. Если возникают обстоятельства, которые препятствуют проведению экспертизы, например, не представлен сам товар или техническая документация на него, то Бюро информирует заинтересованную сторону об отказе в проведении процедуры, в течение трех суток с момента поступления заявки.

Сам процесс экспертизы состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе детально изучаются представленные сведения и данные – технические документы, заявка инициатора. Также берутся необходимые образцы, для проведения анализа в последующем.
  2. Основной. На этом этапе пробные объекты подвергаются различным видам воздействия в лабораторных условиях – механическому, физическому, химическому. Это делается в целях определения качества продукции. Все процедуры фиксируются в специальной учетной форме, книге или журнале, по мере их реализации.
  3. Заключительный. В данном случае происходит документальное оформление результатов проведенных исследований, путем составления акта.

Продолжительность экспертизы зависит от требований инициатора:

  1. В случае намерения вернуть затраченные средства срок составит десять дней.
  2. Если инициатор стремиться заменить товар – экспертиза должна быть завершена в течение двадцати суток.
  3. В ситуации, когда целью является проведение ремонта за счет виновной стороны, срок составит сорок пять дней.

Следует отметить, что компенсировать свои расходы инициатор сможет только в том случае, если эксперт даст заключение о том, что изделие было бракованным.

За чей счет осуществляется

Согласно закону, экспертная оценка проводится за счет средства виновной стороны. Если покупатель, после выявления недостатков товара, предъявил претензию продавцу, то последний должен направить изделие на проверку и взять все расходы на себя. Хотя на практике нередки случаи, когда реализатор отказывается выполнять такие обязанности. В таком случае человек может самостоятельно оплатить проведение экспертизы. Правильным будет уведомить об этом другую сторону. Впоследствии можно возместить такие расходы в судебном порядке.

Результат экспертизы

Процедура оценки должна быть оформлена документально. Результат экспертизы фиксируется в соответствующем акте, который составляет уполномоченный специалист.  Он направляется инициатору.

Итогом может быть:

  1. Выявление брака и установление его причины. В этом случае будет определена вина одной из сторон в сложившейся ситуации.
  2. Отсутствие недостатков.

Составленный акт является документальным фактом, который обосновывает позицию инициатора. Следует отметить, что оценка эксперта нейтральна по своему содержанию, поскольку такой специалист не действует в интересах какой-либо из сторон, а проводит только лишь объективный анализ.

Срок выплаты денег

Затраченная на приобретение бракованного товара сумма должна быть возвращена в установленный действующими нормами срок. Согласно статье 22 Закона «О защите прав потребителей», такой временной период составляет десять дней. Срок начинает исчисляться с даты предъявления покупателем претензии.

Можно ли вернуть товар без чека

Приобретение продукции в магазине всегда сопровождается выдачей покупателю документа, который подтверждает факт оплаты. Таковым является чек. Но даже в случае его утраты рассчитывать на компенсирование ущерба можно.

Прежде всего, необходимо определить для себя подлежит ли купленный товар возврату. Действующим законодательством устанолвены перечни продукции, которую реализатор может не принимать обратно.

Затем нужно представить упаковку от изготовителя или продавца. Кроме чека, покупателю могут быть выданы на руки технический паспорт и гарантийный талон. Поэтому нужно будет представить и их. В таких документах всегда отражается информация о дате и месте совершенной покупки. Реализационную цену можно узнать у продавца.

Действия при отказе принять товар

Случаи несогласия продавца с требованиями покупателя встречаются довольно часто. Некоторые люди не знают, как в таких ситуациях действовать. При отказе компенсировать брак, любой может обратиться в уполномоченные официальные инстанции за защитой нарушенных прав. Направить жалобу в данной ситуации следует прежде всего в Роспотребнадзор. Если это не принесет ожидаемого результата, то надо направить исковое заявление в суд.

Добавить комментарий

Call Now ButtonЗвоните 8 (800) 302-66-73