Жалоба является специальным обращением в уполномоченные органы по поводу защиты нарушенных прав со стороны служащих госорганов, уполномоченных лиц. В основном жалоба в суд обладает публичными основаниями, но практика показывает, что она направляется и по частным основаниям, то есть в отношении частных лиц.
Что такое жалоба: понятие и виды
Исключением являются претензии, подающиеся для оспаривания норм определенных нормативных актов административного характера. В подобных ситуациях процесс регламентируется специальным законом РФ № 4866-1 «Об обжаловании в суд…».
В обозначенных актах выделены следующие виды обращений:
- апелляционные;
- в порядке кассации;
- в надзорном порядке;
- претензии на документы административного характера;
- претензии на акты и действия уполномоченных лиц.
Первые три варианта имеют значение исключительное в процессе разбирательства и подаются для оспаривания решений и актов судов. То есть их могут подавать исключительно участники соответствующего судебного процесса.
Что касается остальных двух, то они могут быть поданы любым лицо на территории РФ в тех ситуациях, когда акты административного характера, а также отдельные действия уполномоченных лиц нарушают их правомочия.
Обжалование решений и действий
Основаниями для подачи в суд жалоб на уполномоченных лиц и организации являются:
- нарушение правомочий;
- возложение обязанности в нарушение закона;
- привлечение к ответственности также противозаконно.
Необязательно, чтобы виновные лица совершили какие-либо действия незаконного характера. В качестве нарушения может рассматриваться и их бездействие, когда законом на них возложена обязанность совершить те или иные действия.
А также частым случаем являются жалобы на лиц, по поводу распространения ими ложной информации, что повлекло нарушение прав. К примеру, если уполномоченный орган предъявляет ложную информацию о лице, вследствие чего МВД запрещает данному лицу покидать территорию РФ.
Определенными отраслевыми и специальными актами могут обозначаться особые правила обжалования подобных действий или бездействий. Правомочие лиц направлять жалобу в суд не зависит от положений таких актов и не является поводом для отказа в принятии документа.
Как подать?
Жалобное обращение направляется в суд согласно правилам юрисдикции. Так:
- претензия на акты уполномоченного лица или госоргана направляется по месту их нахождения;
- претензия на административный акт направляется по месту расположения органа или уполномоченного лица, издавшего акт;
- претензия по поводу распространения ложной информации направляется по месту расположения выдавшего такую информацию органа.
При подаче жалобы граждане и иные лица, чьи правомочия были ущемлены, а также их представители обязаны уплатить госпошлину, установленную налоговым законодательством.
Форма жалобы
Особые требования для оформления такой жалобы и бланк законодательством не установлены. Образец жалобы в суд, однако, имеется в ГПК, где установлены требования к структуре и содержанию данного документа.
В свою очередь, Верховный Суд в своем решении от 21.12.93 выдал заключение, согласно которому, жалобы должны быть составлены согласно требованиям, обозначенным в ГПК.
Согласно указанным требованиям, структурно документ должен состоять из следующих частей:
- адреса документа;
- описательной части;
- резолютивной части;
- заключительной части.
Каждая часть должна отражать определенные сведения. В адресе документа указываются:
- данные инстанции суда;
- Ф.И.О. жалобщика и его место жительства;
- Ф.И.О. либо наименование лица, на чьи действия направляется жалоба, а также его адрес.
В описательной части указываются сведения об обстоятельствах, что, по мнению жалобщика и согласно нормам законодательства, явились ущемлением его правомочий. В резолютивном разделе представляется претензия жалобщика принудить виновных лиц совершить действия.
Заключительная часть, подобно адресу документа, имеет формальное значение, где указываются документы и иные доказательства, приложенные к обращению, а также дата составления документа и роспись заявителя.
Сроки направления жалобы
Период для направления заявления зависит от обстоятельств и характера правоотношения, в силу чего возникла такая необходимость. Так, жалобы судебного процессуального характера подаются в следующий период:
- апелляционная жалоба подаётся до вступления решения в юридическую силу;
- кассационная жалоба должна быть направлена на протяжении месяца со времени вступления данного акта в силу;
- судебную надзорную жалобу нужно направить в годичный срок с момента принятия соответствующего акта.
Если же претензия в данную инстанцию осталась без ответа, то жалоба должна быть направлена в месяц со дня окончания 30-дневного периода после направления соответствующего документа по правилам претензионного обжалования. Вместе с претензией по факту совершенного правонарушения, лицо имеет право подать жалобу из-за нарушения законодательства об обращении граждан.
В случаях несоблюдения указанных временных ограничений, они подлежат восстановлению на усмотрение самого суда, если лицо сможет доказать, что они были пропущены из-за причин уважительного характера или из-за обстоятельств, не зависящих от него.
Самое главное в подаче — подкрепление своих доводов нормами соответствующих законов. Чем точнее будет указана ссылка на норму закона, тем больше вероятности правильного рассмотрения обращения.
Добавить комментарий