Куда жаловаться на участкового полиции

Жалоба на участкового полиции подается в случаях недобросовестного исполнения последним своих обязанностей.

Одной из функций полиции является предупреждение правонарушений. Эта обязанность возлагается на участкового. Именно это должностное лицо занимается проведением профилактических мероприятий. Но на практике довольно часто возникают ситуации, когда участковый не в полном объеме осуществляет свои функции либо вообще самоустраняется от их исполнения. В этом случае каждый человек может направить жалобу в уполномоченные государственные инстанции.

Функции участкового оперуполномоченного

Основные обязанности такого должностного лица отражены в Приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

К ним, в частности, отнесены:

  1. Четкое знание требований норм законодательства, касающихся профессиональной деятельности.
  2. Использование форм и методов по профилактике правонарушений.
  3. Проведение неотложных следственных действий.
  4. Реализация мероприятий в рамках административного процесса.
  5. Знание закрепленной территории обслуживания, а также сил правопорядка, задействованных для этих целей.
  6. Владение информацией о местах официального хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, медицинских препаратов, психотропных и наркотических веществ, изъятых у граждан предметов, запрещенных к свободному использованию.
  7. Информирование представителей организаций и общественных объединений, которые привлекаются к реализации мероприятий по охране общественного порядка.
  8. Прием заявлений и обращений, а также другой информации о правонарушениях. Незамедлительное сообщение о таких фактах в дежурную службу, с использованием любых средств связи.
  9. Проверка информации о готовящемся, длящемся или совершенном правонарушении.
  10. Уведомление заявителей о процессе разбирательства в рамках направленного обращения.
  11. Представление отчетности о проделанной работе вышестоящие органы управления.
  12. Незамедлительное прибытие на место происшествия, для выполнения всех необходимых действий.
  13. Выявление причин совершения правонарушений.
  14. Профилактическая работа с лицами, склонными к совершению преступлений.
  15. Подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников.
  16. Осуществление взаимодействия с гражданами, организациями и общественными объединениями по профилактике преступлений и правонарушений, а также охране общественного порядка.
  17. Принятие неотложных мер к спасению людей, обеспечению сохранности материальных ценностей, бесперебойной работе служб спасения, в условиях чрезвычайных ситуаций.
  18. Исполнение решения судебных инстанций, поручений следственных органов по задержанию и принудительному приводу подозреваемых и обвиняемых.
  19. Оказание содействия другим сотрудникам и подразделениям ОВД.
  20. Принятие участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом.
  21. Контроль лиц, освободившихся из мест изоляции.
  22. Участие совместно с медицинскими инстанциями в мероприятиях по профилактике массовых заболеваний.
  23. Изъятие у граждан предметов и веществ, запрещенных к свободному хранению и использованию.
  24. Совместное патрулирование с патрульно-постовой службой полиции обслуживаемой территории.
  25. Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение противоправных действий.
  26. Установление мест незаконного использования наркотических средств и аморального поведения.
  27. Розыск несовершеннолетних, самовольно оставивших воспитательное учреждение или ушедших из семьи.

Компетенция участкового полиции достаточно широка. Соответственно, и причин для подачи жалоб очень много.

Основания для жалобы

Любой человек может обратиться в уполномоченные официальные инстанции по различным поводам. В отношении участкового гражданин будет жаловаться в случае его бездействия.

В качестве причин чаще всего выступают следующие обстоятельства:

  1. Необоснованный отказ в принятии заявления.
  2. Игнорирование информации о правонарушении или преступлении.
  3. Нарушение графика приема граждан по личным вопросам.
  4. Несоблюдение сроков рассмотрения поступивших обращений.
  5. Отсутствие профилактики правонарушений на обслуживаемой территории.
  6. Несвоевременное или недостаточное информирование граждан о ходе разбирательства по заявлениям.
  7. Грубое обращение с людьми.
  8. Применение запрещенных мер воздействия к подозреваемым или задержанным.
  9. Вымогательство денежных средств или дополнительных прав для себя, в рамках исполнения обязанностей по занимаемой должности.

Такой перечень не является исчерпывающим.

Любой человек, независимо от наличия у него гражданства РФ, может обратиться с жалобой на участкового в случае, если считает, что последний ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности. Надо отметить, что юридические лица также наделены правом направлять жалобы такого характера.

Правила составления документа

Чтобы начать процедуру проведения разбирательства по факту недобросовестности со стороны сотрудника ОВД, инициатор может оформить заявление. Указанный документ должен быть составлен в соответствии с требованиями законодательства. Четкого образца нормативными правовыми актами не утверждено. Единственным условием в этом случае является письменная форма документа. В тексте указываются все сведения и данные имеющие отношение к сути проблемы. Инициатор должен включить в содержание обращения обязательные реквизиты.

Структура жалобы

Заявление состоит из нескольких частей. Начинается он всегда с так называемой информационной шапки. В этой части указываются следующие сведения:

  1. Полное наименование инстанции, в которую направляется жалоба – суд, прокуратура, ОВД, а также адрес её фактического расположения. Здесь можно отразить данные о руководителе инстанции. Хотя это не является обязательным условием.
  2. Сведения об инициаторе – полные фамилия, имя, отчество, либо название компании, место проживания или нахождения, номер телефона, данные электронной почты для контакта.
  3. Название документа. В этом случае это будет жалоба.

Далее идет описательная часть. В ней отражаются все подробности сложившейся ситуации. Детально описываются дата, время, место и обстоятельства случившегося. Указывается характер нарушения, а также данные об участковом полиции. При возможности необходимо сделать ссылку на норму права, которая закрепляет нарушенные возможности обратившегося.

В заключительной части инициатор должен четко сформулировать свои требования, то есть указать цель, которой он стремиться достичь: освобождение участкового от должности, взыскание компенсации за причиненный ущерб, привлечение к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Если заявитель прилагает к своему обращению имеющиеся сведения и данные, то в тексте нужно отразить подробный перечень такой документации. На жалобе должна стоять подпись инициатора и дата составления.

Требования к оформлению

Жалоба любого характера должна быть не только структурирована. Обращение юридического или физического лица должно отвечать определенным требованиям. Для того, чтобы оформить жалобу, можно использовать стандартный бланк компании, изготовленный типографским способом, либо лист обычной офисной бумаги. Законодательством не ограничено количество страниц обращения. Составить сам текст можно от руки или с использованием технических средств печати.

Все слова и фразы должны быть читаемыми. Не допускается внесение информации, унижающей честь и достоинство людей, а также использование ненормативной лексики.

Органы, рассматривающие жалобы

Действующим законодательством определен перечень инстанций, куда инициатор может обращаться.

Любое лицо имеет право пожаловаться на недобросовестное исполнение участковым должностных обязанностей его непосредственному руководителю, в орган осуществляющий надзор за соблюдением законности, а также в суд.

Непосредственный руководитель

Деятельность участкового организует его начальник. Такое должностное лицо в рамках своей компетенции осуществляет не только контроль исполнения обязанностей. Оно ещё несет ответственность за действия, совершаемые подчиненным.

Руководитель имеет возможность отдать приказ участковому о немедленном устранении последствий совершенного проступка. Он наделен полномочиями инициировать процедуру применения к сотруднику мер воздействия дисциплинарного характера, вплоть до освобождения от занимаемой должности и увольнения из ОВД.

В большинстве случае такой вариант позволяет решить вопрос мирным путем, с наименьшим ущербом для каждой из сторон конфликта.

Прокуратура

Надзорная инстанция – это тот орган, который уполномочен рассматривать любые вопросы, касающиеся фактов нарушения требований законодательства. Не исключение здесь и рассмотрение жалобы на действия участкового.

Прокуратура в этом случае обладает большим перечнем возможностей по сравнению с руководством ОВД. Надзорный орган может ставить вопрос не только о дисциплинарном наказании. Прокуратура наделена полномочиями инициировать процедуру административного или уголовного процесса.  Надзорная инстанция имеет право внести представление в вышестоящий орган управления об устранении нарушений законности и привлечении непосредственного начальника участкового к дисциплинарной ответственности.

Районный суд

Инициатор может подать жалобу в суд. Эта инстанция уполномочена рассматривать вопросы по существу. В суде, как правило, заявляют иски гражданско-правового характера. В отношении участкового они могут выражаться в наложении обязательств по возмещению причиненного материального или морального вреда.

Однако независимо от требований истца, суд может вынести отдельное решение и направить материалы в следственные органы, при наличии в действиях участкового полиции признаков правонарушения или преступления.

Срок подачи жалобы

Четких временных периодов для обращения в уполномоченные инстанции, по факту некомпетентности полицейского, действующими нормами не определено. Однако результат рассмотрения будет зависеть от характера проступка. В данном случае необходимо руководствоваться сроками давности привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, а также подачи иска в суд. В любом случае период начинает исчисляться с момента, когда человеку стало известно или он мог узнать о нарушении своих прав. Например, если инициатор намерен взыскать компенсацию причиненного ущерба, то срок исковой давности составит три года. В случае совершения административного нарушения или преступления, временной период зависит от вида проступка.

Срок рассмотрения жалобы в отношении участкового составит тридцать дней. Исключением здесь является прокуратура. В надзорной инстанции обращение может быть рассмотрено в течение пятнадцати суток, если по нему не требуется проводить дополнительные мероприятия.

Результаты рассмотрения жалобы

Разбирательство по факту обращения  завершается определенным результатом, в качестве которого может выступать:

  1. Подтверждение факта нарушения участковым полиции своих обязанностей, вследствие чего требования заявителя будут частично или полностью удовлетворены.
  2. Пересылка жалобы в инстанцию, которая уполномочена решать указанные вопросы.
  3. Отсутствие фактов, подтверждающих нарушение законодательства, со стороны участкового. Здесь необходимо разъяснить заявителю его права о возможности обжаловать принятое решение.

О результатах рассмотрения инициатор должен быть извещен в письменной форме. В ответе необходимо указать вид ответственности, к которой был привлечен участковый, а также меры наказания, которые были к нему применены, если факт нарушения законодательства подтвердился.

Образцы документов

Образец оформления жалобы в органы милиции

Добавить комментарий