Жалоба в ГИБДД

Незнание законов, норм, определяющих границы правомочий сотрудников Госавтоинспекции, очень часто приводит к нарушению прав водителей транспортных средств. В целях обеспечения безопасности дорожного движения законом установлен широкий круг полномочий данных представителей власти. Рассмотрим их и порядок обжалования превышения полномочий со стороны инспекторов ДПС подробнее.

На что уполномочен инспектор ДПС

К сожалению, полномочия инспекторов ДПС установлены в большом количестве нормативных актов, так что разобраться в них самостоятельно довольно сложно.
Приводя их к общему списку, выделяют следующий круг действий инспектора ГИБД, которые законом разрешены:

  • останавливать автомобиль в незапрещенных для этого местах;
  • получать водительское удостоверение и технический паспорт авто на руки;
  • требовать покинуть салон авто для производства осмотра и задержания;
  • отбирать водительское удостоверение лиц в нетрезвом состоянии;
  • фиксировать нарушения ПДД и привлекать виновных водителей к ответственности.

Рассмотрим каждый пункт подробнее:

  • Останавливать водителей работники ДПС могут во всех местах, кроме мест с интенсивным движением, низкой видимостью.
  • Требовать документы они могут в любом случае после остановки.
  • Осмотр производится лишь в тех случаях, когда есть признаки нарушения закона, в том числе нетрезвого состояния водителя, а также несоответствующего технического состояния авто. Есть также отдельное правило об осмотре авто согласно ориентировке.
  • Основание для изъятия водительского удостоверения является исключительным. По другим основаниям данная процедура осуществляется только по решению суда.
  • Составлять протокол инспектор ДПС может в любом случае, если зафиксирует и установит факт правонарушения.

Но инспекторы ДСП производят субъективную оценку ситуации и пожаловаться на такую оценку можно лишь в случае, если доказать, что принятое ими решение противоречит закону или основано на подложных или недостоверных фактах.

По этой причине многие водители на сегодняшний день пользуются авторегистраторами, чтобы зафиксировать момент совершения вменяемого правонарушения и неправомерность действий инспектора.

Куда жаловаться на неправомерные действия сотрудника ДПС

Практика показывает, что большинство жалоб не дают ожидаемого водителями эффекта, так как результат действий сотрудника ДПС основывается на его субъективном мнении. Однако если вместе с жалобой в ГИБДД представить материалы для доказательства факта превышения полномочий, в том числе и результатов видеосъемок с регистратора, то шансы на успех увеличиваются в разы.

Есть несколько государственных учреждений и должностных лиц, кому направляется жалоба на неправомерные действия сотрудников ГИБДД от водителей и иных лиц:

  • начальник территориального подразделения Госавтоинспекции, где служит сотрудник ДПС;
  • суд того района, где располагается соответствующее подразделение Госавтоинспекции;
  • прокуратура.

В каждый из указанных органов на ГИБДД жалоба оформляется в определенных случаях. Так:

  • при наличии жалоб на фактическое действие сотрудника (грубое отношение, требования, не предусмотренные его полномочиями и т.д.) необходимо обращаться его начальнику, который привлечет его к дисциплинарной ответственности либо уволит со службы;
  • если же действия сотрудника, по мнению водителя, представляют состав преступления (причинение ущерба имуществу, вымогательство, телесные повреждения и т.д.), то обращаться нужно в прокуратуру;
  • в суд необходимо обращаться для оспаривания вмененных обвинений, а также с требованиями компенсации за причиненный вред, в том числе и моральный.

Писать жалобу на имя каждого из указанных органов и должностных лиц нужно по-разному.

Составить жалобу на действия сотрудника ГИБДД несложно, к тому же в интернете можно легко найти образец жалобы.

Жалоба начальнику подразделения

Жалоба на сотрудника ГИБДД начальнику подразделения составляется на имя самого начальника или же, если его имя неизвестно, в адрес соответствующего подразделения Госавтоинспекции. В ней необходимо указать:

  • данные лица, подающего жалобу, в том числе адрес, контактные данные;
  • сведения о сотруднике ДПС, на которого подается жалоба (Ф.И.О. должность, номер жетона);
  • описание обстоятельств, которые водитель считает нарушением;
  • описание доказательств;
  • дата и роспись.

Все материалы доказательства, в том числе видео, фото, а также письменные свидетельские показания нужно направить вместе с жалобой.

Жалоба в прокуратуру

В отличие от обращения начальнику, жалоба на действия сотрудника ГИБДД в прокуратуру выражает четкое требование привлечь сотрудника ДПС к ответственности по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ. В такой жалобе на инспектора ДПС необходимо указать:

  • реквизиты органа прокуратуры;
  • сведения о потерпевшем;
  • описание действий сотрудника ДПС, которые потерпевший считает преступлением;
  • описание ущерба, причиненного неправомерными действиями сотрудника ДПС;
  • ранее предпринятые потерпевшим шаги в целях защиты своих прав;
  • перечень доказывающих вину сотрудника ДПС материалов и документов тот же.

Обращение в суд

В отличие от предыдущих обращений, заявление в суд должно быть составлено строго по гражданско-процессуальному законодательству. В этом документе напишите:

  • реквизиты судебной инстанции;
  • сведения о сторонах (заявителе и сотруднике ДПС);
  • описание ситуации, которые заявитель считает нарушением своих прав;
  • протокол сотрудника ДПС, который оспаривает заявитель;
  • ущерб морального и материального характера, который заявитель требует возместить.

Важно то, что при судебном рассмотрении вопроса появляется возможность истребовать доказательственные материалы из соответствующих инстанций и иных держателей, к примеру, видеозаписи с камер наблюдения.

В случаях, когда заявитель требует отмены протокола, то в заявлении необходимо указать реквизиты соответствующего протокола, а также приложить экземпляр протокола, выдаваемый сотрудником ДПС.

Как направляется жалоба

Любой из вышеописанных документов должен иметь роспись заявителя и дату составления документа. Это важно, ведь жалобы не всегда составляются при личном посещении соответствующего органа или в момент подачи.

Направлять жалобы можно следующими способами:

  • В канцелярию соответствующего органа при личном посещении. При этом необходимо сделать копию документа и на ней получить отметку канцелярии о принятии жалобы.
  • В органы прокуратуры и Госавтоинспекцию жалобы можно направлять посредством электронных порталов в интернете. При этом жалоба составляется согласно форме, указанной на данном портале.
  • Через почтовую службу. Причем отправлять жалобу нужно письмом с уведомлением, когда заявителю приходит обратное уведомление, подтверждающее факт вручения жалобы адресату.
Жалоба на сотрудника ГИБДД

Наличие доказательства факта вручения жалобы важный момент ее подачи. Ведь документооборот в данных органах довольно большой и одна или две жалобы всегда могут потеряться. Это значит, что жалоба останется без рассмотрения, а ответственные должностные лица не отреагируют на нее.

Законодательство об обращениях граждан устанавливает месячный срок для рассмотрения всех видов обжалований, помимо заявлений в суд. В особо сложных случаях данный срок может быть продлен до двух месяцев.

Если в течение указанного срока не поступит письменный ответ, то можно подавать жалобу по факту нарушения законодательства об обращениях граждан и обращаться в вышестоящую инстанцию.

Жалоба на инспекторов в прокуратуру

Добавить комментарий