Получив на праздник подарочный сертификат, человек должен отоварить его в указанные в нем сроки. Часто эти бланки содержат ограниченный перечень услуг или товаров, которые не являются актуальными для его владельца. А иногда в суматохе дней гражданин просто не успевает вовремя обратиться за получением продукции или подаренного сервиса. Многие выбрасывают неиспользованные бумажки, не зная можно ли вернуть деньги или приобрести продукцию позже.
Не все знают, но покупатель имеет широкий спектр прав, а продавец – обязанностей, которые позволяют вернуть подарочный сертификат или воспользоваться им после того, как указанный на нем срок истек.
Что такое подарочный сертификат
Подарочные сертификаты получили широкое распространение по причине их несомненного преимущества при подборе товаров и услуг для других людей. Идя на день рождение или поздравляя человека по иному поводу, крайне сложно определиться с покупкой. Выбор подарка требует анализа нужд и потребностей именинника, его вкусов и интересов. Такое под силу только в том случае, если именинник близкий родственник или друг. Часто даже тщательный анализ желаний не приводит к положительному результату, а тратить деньги на никому не нужную безделушку не особенно хочется.
Сертификаты имеют более широкий спектр выбора, они позволяют получателю самому выбрать продукцию или услуги из предложенных в магазине, где они куплены. Если этот бланк подразумевает предоставление услуг, то человек может выбрать не только то, что импонирует именно ему, но и самостоятельно определиться с датой получения сервиса. Все это увеличивает шансы на то, что желания получателя будут удовлетворены.
Особенностью подарочных сертификатов является:
- Расширенный ценовой сегмент, как правило, каждый магазин имеет несколько сумм на выбор.
- Достаточный срок для отоваривания по нему. Зачастую он колеблется от одного месяца до полугода, каждый продавец индивидуально предусматривает срок действия.
- Если карта куплена в магазине, который является частью сети, то получатель имеет возможность также выбрать, где именно он будет покупать продукцию.
Суть подарочных сертификатов в том, что даритель заранее оплачивает будущие покупки именинника.
Возможен ли возврат сертификата
Продавая сертификат, реализатор позиционирует его таким образом, что вернуть потраченные средства за него не представляется возможным и единственное, что остается владельцу документа – это выбрать товары или услуги на указанную в нем сумму. Превышение его стоимости возмещается владельцем, а если он выбрал меньшую сумму, то магазины отказываются возвращать разницу. Кроме того, есть еще ограниченные сроки их действия.
Но все эти условия надуманы самими реализаторами и не имеют ничего общего с законодательной базой РФ.
Чтобы точно понимать свои права при выборе товаров и услуг, покупателю необходимо ознакомиться с нормами Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 года. В частности, он предусматривает, что:
- Деньги, выплаченные за сертификат, считаются авансовым платежом за будущие покупки. Это позволяет получить товары или услуги в сумме эквивалентной ранее уплаченной. Если по каким-то причинам продавец не реализовывает своих обязательств, он должен вернуть аванс. Невыполнение возврата приравнивается к незаконному обогащению или обману потребителя.
- При наличии неиспользованного остатка речь о его автоматическом сгорании не идет. Это же правило касается и пропуска указанных в бланке сроков действия. Фактически ни первая, ни вторая ситуация не дает права продавцу присвоить себе уплаченный ранее аванс.
- Возврат некачественных товаров, которые были приобретены по сертификату, не предусматривает обязательный обмен на идентичный купон. Потребитель может требовать вернуть ему стоимость продукции в денежном эквиваленте.
И последнее, на что стоит обратить внимание – сертификаты по Закону не являются невозвратным товаром, но требовать их обналичить можно только при имеющихся основаниях для такого действа.
Как вернуть свои деньги
Держатель сертификата не может просто прийти и потребовать вернуть ему деньги. Магазин вправе отказать в возврате средств, если на то нет достаточных оснований. Сдать подарочный купон можно в следующих случаях:
- Магазин нарушил условия выдачи товаров или услуг по проданному купону. К примеру – сократил срок его действия или существенно ограничил выбор продукции при его отоваривании. Либо вообще отказывается его принимать.
- Срок действия, указанный на бумаге, вышел. Обратите внимание, что причина, по которой потребитель смог его просрочить неважна.
- Приобретенный по нему товар был некачественным.
- Производится обмен или возврат качественного изделия, который, по какой-то причине не подошел покупателю и он имеет на это право в соответствии с ЗоЗПП.
- Продавец сам отказывается продавать товары или оказывать сервис.
Во всех случаях потребитель обязан соблюдать принятый порядок действий для возврата подарочного сертификата и получения за него денежных средств:
- Составляется письменная претензия на возврат.
- Бумага передается продавцу.
Поставщик обязан в течение 10 дней вернуть всю сумму, а в случае нежелания обменять купон на деньги держатель имеет право обратиться в вышестоящие инстанции с жалобой.
Подача претензии
Обращаться с просьбами о возврате средств за имеющийся на руках купон необходимо только письменно. Как правило, устные просьбы не приносят положительных результатов, да и доказать впоследствии их наличие невозможно.
Правила обращения потребителей к продавцам для урегулирования возникших споров и претензий, регламентируются Законом №2300-1. В соответствии с ним владелец подарочного купона обязан подать заявление в тот магазин или организацию, где он был первоначально приобретен.
Правила составления
Перед тем как писать претензию на возврат денег необходимо получить от непосредственного покупателя сертификата следующие сведения:
- Дату его приобретения.
- Порядок оплаты – карта или наличные.
- Чек, подтверждающий покупку. Данный этап не является обязательным, потому что сам купон — это достоверное доказательство его приобретения в этом магазине.
Заявление пишется в произвольной форме на чистом листе бумаги. В нем обязательно следует указать такую информацию:
- Данные о продавце – название магазина, адрес, иные реквизиты.
- Сведения о держателе сертификата – ФИО, паспортные данные, адрес, телефон.
- В тексте претензии должна быть изложена причина, по которой покупатель требует вернуть ему деньги. Они должны быть обоснованы Законом о ЗПП и подкреплены ссылками на его статьи.
- Требования о сроках возврата в течение 10 дней.
- Реквизиты счета для перечисления денег.
- Список приложенных документов.
- Подпись заявителя.
- Дата подачи претензии.
Для грамотного составления заявления лучше обратиться к образцам заполнения, которые представлены ниже.
Обращение в магазин
Претензия на получение внесенного аванса за будущие покупки может подаваться:
- Лично. В этом случае она составляется в двух экземплярах. Один отдается в магазин, а на втором, идентичном первому, ставится подпись получателя и дата приема заявления в обработку.
- Почтой. Этот способ требует большего времени, но подходит тем, кто столкнулся с нежеланием продавца принимать заявку на возврат. При отправке через почту делается один экземпляр, но обязательно оформляется заказное письмо, желательно с уведомлением.
Без подачи заявления покупатель не сможет обратиться за восстановлением своих прав в вышестоящие инстанции, так как этот этап считается обязательным и позволяет урегулировать конфликт мирным путем.
Судебная практика
Успенский районный суд Краснодарского края рассмотрел судебный иск от гражданина, который приобрел два подарочных сертификата в сети ювелирных магазинов. Каждый из них имел стоимость 25 000, а в сумме они составляли 50 000.
Истец по существу дела сообщил следующее:
- Он приобрел сертификаты для подарка по безналичному расчету.
- Сами купоны были переданы ему в заклеенном конверте, на обороте которого имелась информация о сроке их действия. Он составлял 6 месяцев.
- Конверты были вскрыты непосредственно в магазине при попытке купить ювелирные изделия.
- После вскрытия оказалось, что информация, указанная на конверте, неверная и срок сертификатов был меньше указанного. К моменту отоваривания он истек.
- Продавец на письменную просьбу потребителя в возврате средств отказал.
На основании изложенных фактов истец потребовал вернуть ему потраченные 50 000, взыскать проценты за незаконное пользование денежными средствами, а также стребовать оплаты судебных расходов с ответчика.
Ответчик возражал против заявленных требований, аргументируя тем, что покупателю была предоставлена исчерпывающая устная информация о сроке действия купонов.
Суд, рассмотрев доводы сторон, решил полностью удовлетворить требования истца, на том основании, что невозврат денежных средств не является обоснованным и считается незаконным обогащением.
Решение от 28 сентября 2017 г. по делу № 2-649/2017
Добавить комментарий