Выплата премии после увольнения сотрудника

Работая в организации, сотрудники премируются по целому ряду показателей.

Они могут получать премии ежемесячно, ежеквартально и даже по результатам года. Но если работник увольняется, не все наниматели выплачивают положенное вознаграждение, и иногда данный отказ является законным. Ввиду неоднозначности вопроса возникают конфликтные ситуации, а порой дело доходит даже до судебных разбирательств. Определиться с обязательностью премирования помогают законодательные нормы, которые необходимо знать, чтобы избежать нарушений Трудового кодекса.

Премирование сотрудников

Оплата труда состоит из обязательных пунктов и тех, что назначаются по желанию нанимателя. Премирование сотрудников — это необязательный момент, но он активно используется практически всеми работодателями, потому что позволяет повысить уровень заработной платы и стимулировать трудовые усилия работников.

Периодичность выплаты премий определяются индивидуально. Они могут начисляться:

  1. По итогам месяца.
  2. За квартал.
  3. За год.

Внутри одной организации одновременно может действовать несколько различных условий для выплаты премий. Они могут подразделяться на категории:

  1. По способу начисления.
  2. По оценке показателей труда.
  3. По форме выплаты.
  4. По частоте начислений.
  5. По целевому назначению.
  6. По показателям премирования.

Несмотря на отсутствие обязательности данных начислений в Трудовом кодексе они все же регламентируются как государственными, так и локальными законодательными актами.

Правовые основы

Трудовой кодекс не обязывает работодателей премировать своих сотрудников, потому не устанавливает нормативы и правила для данного действия. Но если в организации принимается решение ввести систему премирования, то этот вопрос должен быть закреплен в локальной документации. Основным ЛНПА в каждой организации считается коллективный договор, в нем прописываются общие договоренности между работодателем и наемными лицами. Кроме колдоговора, система начисления поощрений должна быть подробно описана в Положении о премировании, которое издается внутри фирмы. Заключая трудовые отношения с работником, следует прописывать конкретные условия оплаты труда в его контракте. Это дает возможность конкретизировать выплаты и уточнить условия начисления.

Право на получение премиальных после увольнения также закрепляется в локальной документации, поэтому наемным сотрудникам следует внимательно ознакамливаться с пунктами трудового договора, чтобы понимать, на что они смогут рассчитывать при расторжении отношений.

Условия начисления премии

Все премиальные выплаты, независимо от их периодичности, начисляются при соблюдении одного главного условия – производственные показатели за исчисляемый период освоены.

Премирование – это поощрение за выполнение и перевыполнение первично поставленных задач, поэтому отсутствие положительных результатов не позволяет выплатить вознаграждение.

Если показатели выполнены, то работодатель не имеет права отказать в выплате, а уменьшение установленной по организации суммы должно быть обосновано. Лишение полагающихся бонусов или их существенное уменьшение — это серьезный инструмент для наказания неисполнительных сотрудников. Но для его применения следует иметь официальные документальные основания, например, акты или объяснительные.

Поощрительные суммы могут выплачиваться всему коллективу, путем деления общей процента прибыли на всех его членов или быть индивидуальными, за персональный вклад в успех предприятия. Они могут начисляться каждый месяц, или только один раз в квартал. Ежегодная премия может быть как дополнением к месячной и квартальной, так и  единственной на предприятии.

Премия при увольнении работника

Расторжение отношений между нанимателем и сотрудником – это всегда сложная и многоэтапная процедура. Одним из главных аспектов в ней является произведение полного расчета между сторонами. Данный этап оправдан, так как после разрыва договора и наниматель и сотрудник теряют по отношению друг к другу ответственность. Конечно, всегда можно обратиться в суд, но это долго, да к тому же требует серьезной доказательной базы. Судебные иски не всегда оправдывают ожидания сторон.

Работодатель имеет ряд обязанностей при увольнении сотрудника. При их невыполнении организация может быть подвергнута штрафам, а руководящие лица, кроме административных наказаний, могут стать объектом уголовного преследования. В последний рабочий день увольняемому выдается полный расчет, в который входят:

  1. Заработная плата за отработанный период.
  2. Надбавки и доплаты, положенные по контракту.
  3. Компенсация за неиспользованный отпуск.

Премиальные выплаты также должны быть выплачены в полном размере, но при учете исходных условий их выдачи.

По итогам работы за год

Годовые премии – это наиболее масштабный бонус, зачастую его называют тринадцатой зарплатой. Получить премию за год могут только те работники, которые отработали весь отчетный период. Если сотрудник был принят позже, чем он начался или уволен раньше, чем тот закончился, то рассчитывать на премию неправомерно.

Начисление и выплата премии по итогам года производится, как правило, в конце первого квартала или начале второго.

Такие поздние выплаты связаны с необходимостью подбить производственные и финансовые результаты, а затем на их основе принимать решение о суммах бонусов. В случаях, когда наемное лицо увольняется после окончания года, но до момента выплаты, теоретически оно имеет право на получение данного поощрения. Однако так случается не всегда, многие организации предусматривают специальный пункт в Положении о премировании, где оговаривается, что уволенные сотрудники теряют право на получение бонусов. Такой порядок вполне законен, так как большинство премиальных бонусов направлены на стимуляцию будущего труда, а не поощрение за прошлые заслуги.

При отсутствии ограничений в локальной документации денежное вознаграждение начисляется и выплачивается в общем порядке, то есть в те же даты, что получат его и действующие работники.

Квартальная

Квартальные бонусы по своей сути схожи с годовыми. Они также выдаются по итогам отработанного квартала и те, кто не выработал его полностью, рассчитывать на поощрение не смогут.

Премия за квартал выдается только после того, как будет сдана вся бухгалтерская документация за отчетный период. На ее основе выводятся результаты предприятия, которые и дают основания для премирования или его отсутствия. Бонусы выплачиваются сотрудникам в зависимости от того сколько времени они трудились. Так, те, кто выработал весь квартал полностью, могут рассчитывать на получение 100% выплат, а если сотрудник болел, ходил в отпуск или брал дни за свой счет, то ему будет уменьшен бонус пропорционально отработанному.

Выплата  квартального поощрения не должна производиться при расчете в обязательном порядке. Начислить бонусы могут и позже, даже тем гражданам, которые уже не являются сотрудниками предприятия.

За месяц

Премия за месяц – это единственный бонус, который выплачивается, гарантировано и всегда вместе с расчетом. Рассчитывать на ежемесячное поощрение могут те сотрудники, которые увольняются по окончании месяца. Не доработанный до конца месячный период не дает повода для начисления вознаграждения.

Выплата премии после увольнения сотрудника, когда речь идет о месячном бонусе не практикуется. Поэтому и предъявлять претензии в этой части считается неправомерным. Однако если премиальные начислены, но не выплачены, то речь уже идет о несвоевременной уплате заработной платы и ее составных частей.

Возможные причины отказа в выплате

Причины невыплаты обещанных сумм вознаграждений могут быть разными, но условно их можно разделить на обоснованные и необоснованные. Чем более полно владеет законодательной базой работник, тем меньше у него рисков получить необоснованный отказ в начислении бонусов месячных, квартальных или годовых. Зачастую именно незнание наемных лиц и незаконное поведение работодателя приводит к несанкционированным отказам в полагающихся поощрениях.

Отказы могут иметь и законную подоплеку. Перечислим все возможные легальные причины невыплат:

  1. Отчетный период не был отработан полностью.
  2. Локальная документация предусматривает отказ от начислений при увольнении сотрудника до момента полагающейся выплаты.
  3. Лишение премии является наказанием за совершенные проступки.

В последнем случае руководство организации обязано не просто аргументировать отказ, но и обосновать его документально.

Что предпринять, если премия не выплачена

Невыплата полагающихся бонусов – это то же самое, что не начислить работнику заработную плату или компенсацию за отпуск. Это правонарушение влечет за собой ряд последствий для организации и самого руководителя. Работодатель обязан не только оплатить все причитающиеся суммы, но и начислить пеню за каждый день просрочки. Однако, такое положение касается только тех кто действительно имеет право на премиальные. Поэтому первостепенную важность приобретает именно доказательство своих прав на получение бонусов.

Если премия не была выплачена уволенному, то он может решить этот вопрос несколькими путями:

  1. Обратиться к нанимателю за разъяснениями.
  2. Подать жалобу в Трудовую инспекцию.
  3. Составить исковое заявление в суд.

Любой этап имеет свои плюсы и минусы. Закон не ограничивает граждан в иерархии обращений, поэтому они могут начинать с любой описанной ступени, однако рекомендуется начать все же с претензии работодателю.

Претензия работодателю

Решить любой конфликт, проще всего обратившись непосредственно организацию-наниматель. Такой ход может:

  1. Дать исчерпывающие объяснения уволенному, в результате чего он поймет, что его претензии несостоятельны.
  2. Заставить организацию выплатить вознаграждение во избежание конфликта.

Если вопрос о премировании поднимается первый раз, то можно начать просто с устного запроса, который проще всего задать бухгалтеру-расчетчику. Отсутствие внятных объяснений и наличие туманных, ничем не подтвержденных, формулировок, позволяет предпринять следующий ход – подать письменную претензию.

Претензия составляется в произвольном виде на имя руководителя предприятия. В ней необходимо указать:

  1. Кто является сторонами создавшегося конфликта.
  2. Описать все свои претензии.
  3. Затребовать письменного ответа.

Наличие ответа в письменном виде позволяет несколько упростить дальнейшую борьбу за бонусы.

Обращение в суд

Нерешенный на первой стадии конфликт позволяет попранной стороне обращаться в суд. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в судах для заявителей бесплатно. В исковом заявлении необходимо указать:

  1. Данные судебной инстанции, в которую оно подается.
  2. Сведения о нанимателе.
  3. Данные заявителя.
  4. В тексте иска подробно излагается суть возникшего спора.
  5. Прилагаются доказательства попранных прав.
  6. Даются ссылки на статьи закона.

Суд рассматривает дела исходя из имеющейся у сторон доказательной базы, поэтому чем больше бланков предоставит истец, тем более полной будет картина для судьи. В пакет документов, кроме трудового договора, могут войти письменные ответы на подданную претензию, приказ об увольнении, копии внутренних локальных актов и иное.

Судебная практика

Красноглинский районный суд рассмотрел иск от истца Белугиной И.А., которая заявляла, что при увольнении от нанимателя с ней не был произведен полный расчет. Претензия истицы заключалась в том, что, уволившись 14 февраля 2017 года, она получила в день расчета лишь заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск, а полагающаяся премия за четвертый квартал 2016 года ей не была начислена. На этом основании она требовала не только зачисления премиального поощрения, но и пеню за просрочку платежа.

Ответчик представил Положение о премировании, в котором четко прописывается процедура выдачи квартальных бонусов. В соответствии с Положением поощрения за прошедший квартал начисляются до середины второго месяца, следующего после окончания квартала. А перечисление средств производится до конца следующего квартала. Таким образом, сроки по выплате премии не были нарушены, а потому исковые требования в части начисления пени отклонены.

Решение от 24 мая 2017 г. по делу № 2-850/2017

Добавить комментарий