Его применение снижает трение и таким образом существенно уменьшает износ. Кроме того, оно может иметь и множество других функций. Но важно соблюдать срок годности моторного масла и использовать его до того, как это время выйдет.
Типы масел
Их выделяют по нескольким основным критериям – это химический состав, свойства и набор присадок.
По химическому составу
Выделяют следующие виды:
- минеральное;
- синтетическое;
- полусинтетическое.
Основа автомасла может изготовляться из нефти либо при помощи химического синтеза – такие масла называют, соответственно, минеральным и синтетическим. Кроме этого, его могут получать при помощи смешения этих двух основ, и тогда оно будет называться полусинтетическим.
Минеральные, в свою очередь, делятся на нафтеновые, парафиновые и ароматические. В целом для них присуща малая химическая стабильность, если сравнивать с синтетическими, для минеральных масел характерны такие процессы, как парафинизация и окисление. Кроме того, они имеют высокий уровень вязкости, что делает уместным их применение на старых автомобилях (от десяти лет).
Синтетические масла получают при помощи проведения химических реакций, используя углеводороды и эфиры и получая из них однотипные молекулы с нужными характеристиками, это делает их устойчивыми. Синтетическое масло показывает себя куда лучше минерального, если машина испытывает высокие нагрузки.
Наконец, полусинтететическое изготавливается при помощи присадки минерального к синтетическому, благодаря чему цена полученного продукта оказывается существенно ниже, чем у синтетического, при близких к нему характеристиках.
Это три основные категории, но по методам производства базовые масла делятся на шесть:
- простое базовое – его получают при помощи очистки и депарафинизации нефти;
- с высокой степенью очистки – для его получения проводится также гидрообработка;
- с индексом вязкости 80-120 – применяется гидрокрекинг;
- с индексом вязкости более 120;
- базовое синтетическое, получаемое из полиальфаолефинов;
- не вошедшее в предыдущие категории (эфиры, гликоли и другое).
По набору присадок
С их помощью основные параметры могут быть существенно улучшены. Выделяют следующие основные группы присадок:
- Вязкостные – повышают вязкость масла при высокой температуре и снижают при низкой. Первое необходимо для того, чтобы оно не попадало в камеру сгорания при износе компонентов двигателя и образовании зазоров между ними. Снижение вязкости в зимних условиях позволяет снизить порог замерзания. В свою очередь, они делятся на диспергирующие и недиспергирующие. С помощью вязкостных присадок удаётся достичь серьёзного увеличения вязкости масла – в зависимости от их концентрации и других параметров оно может составить от 50 до 200%.
- Диспергирующие – повышают дисперсность твёрдых соединений, образовавшихся в масле или попавших в него извне, образуя из них суспензию. В результате они препятствуют отложению в двигателе твёрдых образований и его засорению.
- Антидетонационные – если качество бензина низкое, то в топливной смеси будут пероксиды, сгорающие раньше, чем она, и повышающие температуру внутри камеры сгорания, что несёт риск детонации двигателя. При помощи антидетонационных присадок пероксиды уничтожаются и этот риск исключается.
- Антиокислительные – предотвращают появление коррозии металла из-за контакта с топливом. Такие присадки вытесняют с поверхности металла водяную плёнку, в результате чего окисление замедляется.
- Детергенты (моющие присадки) – работают по такому же принципу, как и моющее средство в быту, очищая внутренние компоненты двигателя и препятствуя образованию нагара. Кроме того, нейтрализуют кислоты, выделяющиеся при сгорании топлива.
- Противоизносные – образуют плёнку на поверхности деталей, препятствующую проникновению веществ, вызывающих коррозию, и снижающую их износ.
- Антифрикционные применяются в энергосберегающих маслах, в которых экономия топлива обеспечивается при помощи снижения трения и повышения коэффициента полезного действия двигателя. На смазываемой поверхности при их применении образуется слой, имеющий низкий коэффициент трения.
- Депрессорные – из масла обычно удаляют лишь парафины, имеющие температуру застывания выше −15 °С, поскольку если убрать и парафины, застывающие при более низкой, то это ухудшит другие его свойства. Однако, в российских условиях зимой требуется обеспечить сохранение масла в жидком состоянии и при более низких температурах, что и делают депрессорные присадки, меняющие форму и размеры кристаллов парафинов, которые образуются во время охлаждения масла. Благодаря применению депрессорных присадок температура его застывания понижается до −25 °С или ещё ниже, чего обычно оказывается достаточно.
По свойствам
Есть несколько различных классификаций моторных масел по свойствам. Наиболее широко распространена SAE, основывающаяся на вязкости. По данной классификации выделяются шесть видов летних и столько же видов зимних масел, а также всесезонное. Зимнее имеет градацию от 0W (W здесь обозначает winter, то есть зиму) до 25W, при этом шаг равен пяти, то есть 0W, 5W, 10W и так далее. 0W должно работать и обеспечивать завод машины даже при условии падения температуры ниже −30 °С, а использование 25W возможно, лишь если −10 °С или теплее.
Летнее обозначается только цифрами, от 10 до 60 с шагом 10. Оно, наоборот, призвано сохранять вязкость в жару, и цифра здесь обозначает температуру: масло с индексом 10 работает при +10 °С, с индексом 20 при +20 °С и так далее. В России широко распространены всесезонные масла из-за широкого диапазона температур. Для них указывается вязкость и для зимней, и для летней погоды – соответственно, с индексом W и без него, например, 15W-30.
Классификации ACEA и API учитывают эксплуатационные свойства и обозначают, для какого типа моторов предназначено машинное масло. Первая разработана в Европе, а вторая в Америке. В европейской выделено 4 класса – A, B, С, E, а кроме того, есть ещё и числовой индекс после буквенного, обозначающий степень вязкости. На схожих принципах основана и классификация API.
Срок годности моторных масел
Срок, в течение которого автомобильное масло можно использовать, обычно от 3 до 5 лет – при условии, что оно содержится запечатанным в заводской упаковке. У различных производителей срок годности масла может различаться: например, у Мобила и Кастрола указывается срок в 5 лет, а у Шелл – в 4 года. Его можно посмотреть на упаковке.
После того, как масло открыто, срок его хранения, согласно ГОСТу, при температуре в 20 °С составляет три года, но лучше использовать его гораздо раньше, особенно если двигатель новый.
Время хранения масла напрямую зависит от количества входящих в него компонентов – чем оно сложнее по составу, тем быстрее портится. Также нужно заменять масло, уже залитое в автомобиль, после его долгого простоя, потому что даже если оно всё это время не использовалось, то контактировало с окружающей средой, окислялось и теряло свои качества. Обычно же его нужно менять через каждые 10-20 тысяч километров пробега.
Правильное хранение и влияющие на его срок факторы
Чтобы масло сохраняло максимум свойств на протяжении как можно большего времени, важно сберегать его правильно, а для этого нужно следующее:
- Температура – здесь особых требований нет, диапазон, при котором его можно хранить, довольно широк, и просто обычная температура помещения или даже несколько более низкая подойдёт. Важно не подвергать масло резким температурным перепадам.
- Непопадание прямых солнечных лучей – из-за них масло становится прозрачным, и в нём выпадает осадок. Допускать подобного нельзя.
- Влажность – недопустимо взаимодействие с водой при хранении, поскольку из-за этого создадутся нерастворимые частицы, которые будут забивать маслоприёмник. Влажность воздуха не должна превышать 80%.
Избежать всего этого поможет в первую очередь хранение в правильной таре. Часто используемые варианты:
- Канистра – убережёт от солнечных лучей и обеспечит наибольший срок годности. Однако современное мало нежелательно держать в железной канистре из-за того, что оно будет вступать с химическую реакцию с железом, что иногда приводит к возникновению осадка. То же относится и к бочке.
- Пластиковая бутылка – совершенно не подходит, поскольку пластмасса вступает в реакцию с маслом. При этом в пластиковой таре большую часть видов масел хранить можно, но она должна быть специально для этого предназначена.
- Сберегать нераспакованным – лучший вариант, так оно с лёгкостью останется годным весь указанный производителем период.
В любом случае очень важно, чтобы тара, в которой хранится масло, была герметично закрыта.
Просроченный продукт
Если срок хранения всё-таки вышел, то качества масла изменятся, то не во всех случаях это означает, что его нельзя использовать. Есть несколько способов, чтобы определить, насколько оно пригодно к применению.
Способы определения
Сначала выделим важнейшие параметры, которые меняются, если просрочить масло:
- Зольность – присадки постепенно распадаются, из-за чего она увеличивается и параметры ухудшаются.
- Вязкость – смотря по тому, каков состав, она может измениться и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения. В любом случае это будет означать выход за пределы рабочих параметров двигателя.
- Прекращение действия присадок – постепенно они перестают выполнять свою функцию, из-за чего полезность масла снижается.
Признаками, указывающими на то, что масло просрочено, и его лучше не использовать, являются:
- наличие твёрдого осадка;
- изменение цвета;
- мутность;
- неоднородная текстура – если масло то льётся словно вода, то начинает медленно тянуться, то использовать его не стоит.
Обычно оно должно иметь янтарный оттенок.
В домашних условиях определить качество можно следующим образом: вылить немного масла на чистый бумажный лист, дать ему растечься по поверхности и рассмотреть бумагу. Если появились тёмные точки, это говорит о том, что оно может быть вредным для двигателя.
Если при этом срок годности не вышел, и речь идёт о некачественном продукте или нарушенных продавцом условиях хранения, то вернуть его можно лишь после проведения экспертизы в лаборатории.
Можно ли использовать
Что слишком долгое хранение отнюдь не сказывается на свойствах масла положительно мы уже выяснили, но всё-таки если его продолжительность превысила рекомендованный производителем срок, возможность его использовать зачастую остаётся. Исходить при этом следует из того, насколько срок превышен, а также как оно хранилось. Если превышение невелико, а условия были хорошими, то можно провести приведённый выше тест, а также визуальный осмотр, и если никаких проблем не будет выявлено, масло можно использовать. В то же время неправильно хранившееся иногда не стоит применять, даже если срок годности ещё не вышел.
Последствия применения
К обслуживанию машины следует подходить с ответственностью, и просроченное масло желательно всё-таки не использовать, поскольку есть риск потратить из-за этого гораздо больше, чем удастся сэкономить. Применение не выполняющего свои функции в полном объёме моторного масла может привести к следующим проблемам:
- Повышенный износ – если оно чрезмерно вязкое, то вся двигательная система окажется недостаточно смазана, в результате чего будет изнашиваться гораздо быстрее, чем при использовании качественного масла. Возможно также засорение масляных каналов, в результате чего оно будет слабо подаваться.
- Разрушение поршней – на днище поршня усиленными темпами начнут накапливаться отложения, в результате возрастает риск детонации топлива, которая и приводит к их разрушению.
- Сгорание выпускных клапанов – отложения из-за просроченного масла мешают им плотно закрываться, а при возгорании поток газов выжигает неплотно прилегающие участки.
В целом проблемы с просроченным моторным маслом сводятся к тому, что оно перестаёт выполнять часть функций и его эффективность снижается, потому пользоваться им и нежелательно, и лучше всё-таки приобрести новое.
Добавить комментарий