Комиссия по трудовым спорам на предприятии

Комиссия по трудовым спорам представляет собой орган, который формируется внутри компании, чтобы разрешать возникающие разногласия между работниками и руководством компании.

Создание такой структурной единицы регулируется действующим законодательством. Хотя это не является обязательным условием, но КТС создаются в большинстве организаций.

Такой подход позволяет урегулировать практически все спорные ситуации ещё на этапе их возникновения, поскольку судебное разбирательство является более затратной по времени процедурой и крайне невыгодно обеим сторонам.

Образование органа

Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии может происходить как по инициативе тружеников, так и нанимателя. В состав КТС должно входить равное количество представителей от каждой из сторон.

Само формирование группы начинается с принятия решения об образовании комиссии руководителем компании или органом, представляющим интересы тружеников. Последним является профсоюзный комитет. Сторона, которая получила бумагу с предложением создать КТС, обязана в течение десяти суток определить и направить своих представителей. Такие лица назначаются решением руководителя и уполномоченного органа сотрудников. Состав отправляемых в комиссию лиц  начальник определяет единолично и утверждает приказом. Уполномоченные от лица трудового коллектива назначаются по результатам общего собрания.

Коллективным решением КТС может быть создана не только в общем для компании, но также внутри её структурных подразделений или отдельных филиалов. Комиссия должна иметь свою печать для заверения оформляемой документации. Материально-техническое обеспечение КТС осуществляется за счет средств организации.

После образования комиссия должна избрать своего председателя, его заместителя, а также секретаря.

Компетенция

Полномочия КТС определены действующим законодательством. Прежде всего следует отметить, что в компетенцию комиссии входят лишь полномочия рассматривать трудовые споры индивидуального характера. То есть коллективное обращение таким органом обсуждаться не будет. Также КТС рассматривает заявление работника, только если труженик самостоятельно или при помощи своего представителя не урегулировал вопрос в ходе проведенных с руководителем переговоров.

В компетенции комиссии находится разрешение споров, связанных с незаконным дисциплинарным взысканием, задержкой выдачи заработка и лишением премиальных выплат, необоснованным отказом в предоставлении основного или дополнительного отпусков, другие случаи, имеющие отношение к профессиональному сотрудничеству.

Исключение составляют ситуации, когда для урегулирования противоречий Трудовым кодексом или другими специальными нормативными правовыми актами, предусмотрен иной порядок рассмотрения, например, судебный.

Срок обращения в комиссию

Действующим законодательством установлено время, в течение которого человек может обратиться в КТС за защитой своих прав.

Данный срок составляет три фактических месяца. Он исчисляется с момента, когда труженику стало известно или он мог узнать о нарушении своих прав. Причина спора в данном случае не имеет значения. Срок для всех ситуаций единый, в отличие от судебного разбирательства, для которого характер возникшей ситуации играет роль. Например, в случае частичной или полной задолженности по выплате заработка человек имеет возможность направить обращение в течение года.

Если указанный срок был пропущен по уважительным причинам, например, тяжелое заболевание, стихийные бедствие, слабое знание законодательства, то КТС может его восстановить и разобрать обращение труженика.

Порядок рассмотрения трудового спора

Для начала процедуры такого характера, заинтересованный работник обязан направить в КТС свое обращение. Оно оформляется в виде письменного заявления. Действующим законодательством не утвержден стандартный образец такого документа. Поэтому его содержание носит несколько произвольный характер.

В тексте необходимо отразить:

  1. Данные о КТС, то есть комиссией какой организации она является.
  2. Сведения об инициаторе.
  3. Когда и где произошло нарушение прав работника.
  4. В чем выражается просьба.
  5. Дата составления документа и личная подпись инициатора.

Порядок рассмотрения спора предусматривает фиксацию обращения, после его поступления в комиссию. Это безусловное правило необходимо соблюдать, чтобы не иметь проблем в последующем. Поступившее заявление должно быть рассмотрено в течение десяти суток с момента его подачи.

Обсуждение заявления происходит при участии инициатора или его доверенного лица. Разбирательство совершается в отсутствии таковых только при условии письменного заявления труженика. Если работник или его представитель не прибыли для рассмотрения по неизвестным причинам, то заседание будет перенесено на другой день. В случае повторной неявки спорный вопрос будет снят с обсуждения. Однако это не лишает человека права обратиться в КТС повторно.

Для проведения разбирательства комиссия может вызывать свидетелей и компетентных специалистов, а также запрашивать у руководителя необходимые сведения и данные. Работа КТС считается законной при условии, что в заседании принимало участие не менее половины представителей как со стороны работников, так и нанимателя.

Порядок принятия решения

Еще одним из обязательных действий является заключение, вынесенное после обсуждения спора. Решение принимается большинством присутствующих по результатам голосования, которое проводится тайно.

Итог должен быть оформлен протоколом, в тексте которого указывается:

  1. Дата и место составления документа.
  2. Название организации или филиала, если спор рассматривается в таковом.
  3. Полные фамилия, имя, отчество, а также должность, которую занимает обратившийся инициатор.
  4. Суть возникшего спора.
  5. Сведения о членах комиссии, которые присутствовали на заседании.
  6. Принятое решение.
  7. Результаты проведенного голосования.

Протокол подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью. Удостоверенные копии документов вручаются обеим сторонам спора в течение трех суток с момента принятия решения.

Исполнение решения

Вынесенное заключение КТС подлежит исполнению только после того, как истек срок его обжалования. После окончания такого периода, требования комиссии должны быть выполнены в течение трех суток. Если это не было сделано, то комиссия выдает труженику специальное исполнительное удостоверение. За его получением работник может обратиться в КТС в течение месяца с момента вынесения заключения. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен. Удостоверение не выдается, если любая из сторон перенесла рассмотрение спора в суд.

Полученный документ должен быть предъявлен не позднее трех фактических месяцев с момента его выдачи. Если даже после этого требования не были выполнены, то реализовывать их будет судебный исполнитель в принудительном порядке.

Обжалование

Если конфликт не был улажен в установленный срок, либо сторона-инициатор несогласна с вынесенным решением, его рассмотрение или оспаривание может быть перенесено в другую уполномоченную инстанцию. Таковой является суд. Срок обращения в данном случае составляет десять дней с момента истечения периода рассмотрения или вынесения решения комиссией. Если указанное время было пропущено по уважительным причинам, то оно может быть восстановлено судом.

Следует отметить, что это единственная инстанция, где решение КТС можно обжаловать. Например, государственная инспекция по труду такими полномочиями не наделена.

Судебная практика

В одной из судебных инстанций РФ был рассмотрен иск работника к компании с просьбой об аннулировании приказа руководителя о применении меры воздействия дисциплинарного характера за нарушение правил внутреннего распорядка.

В процессе осуществления профессиональной деятельности инициатору был объявлен выговор за нарушение правил внутреннего трудового распорядка. Поводом для этого стала докладная записка непосредственного начальника, который обнаружил истца спящим в помещении для помывки. Будучи несогласным с приказом, инициатор обратился в КТС с просьбой отменить решение руководителя. Однако после проведенного разбирательства человек получил отказ. При этом протоколе комиссии факт проступка своего отражения не нашел, все выводы были сделаны по иным основаниям, а приказ подписан не уполномоченным на это должностным лицом. С учетом изложенного истец просил аннулировать приказ руководителя и решение комиссии.

Компания с требованиями инициатора не согласилась и представила письменный отзыв на обращение работника.

Истец в судебное заседание не явился и о причинах отсутствия не сообщил, несмотря на то, что был извещен надлежащим образом. В связи с этим суд рассмотрел обращение без его участия.

Из представленных материалов было установлено, что истец действительно состоял в трудовых отношениях с компанией, на основании заключенного договора. Кроме этого, он был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, в которых, корме всего прочего, указаны время и место для отдыха и питания. В своем пояснении, работник факта проступка не отрицал. Нарушение объяснял плохим самочувствием. Однако медицинской справки труженик не представил. Приказ о применении мер воздействия дисциплинарного характера был подписан должностным лицом, уполномоченным руководителем компании.

На основании изложенного суд вынес свое решение, и в просьбах истцу было отказано полностью.

Образцы документов

Решение от 9 октября 2017 г. по делу № 2-1837/2017

Добавить комментарий