Куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО

Жалоба на страховую компанию по ОСАГО подается в случае, если человек по каким-либо причинам не удовлетворен результатом указанной процедуры.

В отличие от КАСКО она осуществляется в обязательном порядке. Её суть заключается в том, что на человека возлагается автогражданская ответственность перед третьими лицами на случай ДТП.

Осуществление процедуры ОСАГО регулируется Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ.

Если компания недобросовестно исполняет возложенные на неё обязанности, человек может направлять претензию, в целях досудебного урегулирования возникшего спора.

Неправомерные действия страховых компаний

Автомобилист может оформить претензию в случаях, когда компания нарушает его права и ненадлежащим образом оформляет полис, либо необоснованно отказывает в его получении.

На практике чаще всего встречаются нарушения следующего характера:

  1. Отказ страховой компании в оформлении соглашения по ОСАГО. В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона № 40 такой договор является публичным. То есть в данном случае отказ не допускается.
  2. Организация настаивает на включение в условия договора сведений об оказании дополнительных услуг. Например, без страхования жизни или имущества оформить полис ОСАГО нельзя. Это является нарушением и поводом для жалобы.
  3. Отдаленность расположения места, где можно получить компенсацию за причиненный ущерб. По закону страховщик обязан иметь филиал в каждом регионе страны.
  4. Умышленное снижение суммы компенсации. Такое происходит в случаях, когда экспертиза осуществляется заинтересованными лицами. По общим правилам оценка должна проводиться независимой стороной.
  5. Нарушение сроков рассмотрения заявления автовладельца о страховой выплате. В соответствии с требованиями Закона № 40-ФЗ проверка по обращению человека, связанного с компенсацией ущерба, должна проводиться в течение двадцати фактических суток. В такой период не учитываются общие праздники.
  6. От автовладельца требуют дополнительные документы, представление которых не предусмотрено Правилами обязательного страхования гражданской ответственности.

Указанные факты дают человеку законное основание обращаться с жалобой на действия компании.

Право на подачу жалобы

Жаловаться может каждый автовладелец. В этой ситуации возможность возникает в случае несогласия человека с действиями страховой компании. Здесь не играет роли факт заключения договора, поскольку поводом может служить и необоснованный отказ от его оформления. На практике, в большинстве случаев, с жалобами люди обращаются в ситуациях, когда их не устраивают результаты проведенной проверки о причиненном ущербе. В таких ситуациях применимы требования и Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку имеет место некачественное оказание услуг.

Органы, куда можно обратиться

Человек может направить жалобу по факту нарушения правил ОСАГО в следующие инстанции:

  1. Саму страховую компанию.
  2. Центральный банк РФ.
  3. Российский союз автостраховщиков.
  4. Росгосстрах.
  5. Роспотребадзор.
  6. Федеральную антимонопольную службу.
  7. Прокуратуру.
  8. Суд.

Указанные инстанции в рамках своей компетенции могут решать вопросы, связанные с ОСАГО. Также автовладельцем направляется жалоба в Роскомнадзор и Россвязьнадзор.

Центральный банк

Автовладелец может обращаться с жалобой на действия страховой компании в центральный банк.

ЦБ РФ наделен рядом полномочий в решении проблем, связанных с ОСАГО. В данном случае он осуществляет некоторые надзорные функции. Они касаются именно выплат, связанных с заключением договоров такого характера, а также компенсации за причиненный ущерб. Банк вмешивается в ситуации, когда расчеты произведены неверно. Указанная инстанция регулирует и разъясняет обеим сторонам порядок начисления причитающихся к выплате сумм.

В рамках своей компетенции Центральный банк имеет следующие права:

  1. Устанавливать порядок подписания договора по ОСАГО, внесения в него изменений, продления срока действия, а также досрочного аннулирования.
  2. Регулировать процедуру выплаты компенсационных средств.
  3. Устанавливать алгоритм действий сторон при наступлении страхового случая.
  4. Определять правила расчета суммы ущерба и порядок разрешения финансового спора.

Центробанк также может инициировать процедуру привлечения виновной стороны к ответственности. Указанная инстанция, в случае нарушений, может приостановить или вовсе отозвать лицензию, выданную страховой компании.

Роспотребнадзор

В компетенцию Роспотребнадзора входит проведение разбирательств по фактам нарушений прав заказчиков. Согласно требованиям закона, любая организация обязана оказывать услуги качественно. Это касается и заключения соглашения по ОСАГО. В данном случае автовладелец является потребителем, поэтому его возможности должны защищаться Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба страхового надзора

ФССН осуществляет надзорные функции в области страхования, поэтому наделена полномочиями по рассмотрению жалоб автовладельцев. Указанная инстанция выдает лицензии компаниям на осуществление деятельности такого рода. Поэтому она вправе проводить проверку по всем фактам нарушения правил страхования.

Российский союз автостраховщиков

Человек может пожаловаться в РСА, который осуществляет контроль соблюдения прав всех своих членов в сфере ОСАГО.

Российский союз автостраховщиков наделен следующими полномочиями:

  1. Создавать и использовать информационные ресурсы, касающиеся ОСАГО.
  2. Осуществлять защиту прав страховщиков в ходе судебного разбирательства.
  3. Выполнять функции по информационно-техническому обеспечению своих членов.

РСА является некоммерческой организацией. В неё можно обратиться по следующим вопросам: отказ от выплаты компенсации, необоснованное уменьшение суммы ущерба, нарушение сроков рассмотрения обращения, отказ от оформления полиса ОСАГО.

Федеральная Антимонопольная Служба

Контролировать вопросы страхования может также ФАС. Эта Федеральная служба осуществляет деятельность, связанную с надзором за правильностью принимаемых нормативных правовых актов, в том числе и локального характера. В ФАС актуально обращаться в случаях, когда компания навязывает дополнительные услуги при заключении договора, отказывается его оформлять или продлевать.

Порядок обращения

Чтобы жаловаться в уполномоченные официальные органы, инициатору необходимо написать заявление.

В тексте обращения должно быть указано следующее:

  1. Наименование инстанции, куда направляется жалоба.
  2. Сведения об инициаторе – фамилия, имя, отчество, домашний адрес, контактный телефон.
  3. Дата и повод обращения в страховую компанию.
  4. Допущенные нарушения. Здесь можно сделать ссылку на нормативные акты, правила которых были нарушены.
  5. Требования инициатора.
  6. Дата оформления жалобы и подпись человека.

Образец заполнения можно позаимствовать на официальном сайте любой надзорной инстанции. Для оформления можно использовать обычный лист офисной бумаги. В тексте нельзя употреблять ненормативную лексику, а также фразы, унижающие человеческое достоинство. Документ не должен содержать в себе смысловых и грамматических ошибок. К обращению необходимо приложить заверенные копии некоторых документов – паспорта, водительского удостоверения, предшествующего полиса страхования, свидетельства о регистрации транспорта. Составленная жалоба должна быть передана по назначению.

Для этого автовладелец может использовать следующие способы:

  1. Пересылка по почте. В этом случае письмо необходимо направлять специальной корреспонденцией с уведомлением о вручении адресату.
  2. Личная доставка. В такой ситуации человек самостоятельно приходит в уполномоченную инстанцию и приносит весь пакет документов. Хотя об этом прямо не сказано, законодательством не запрещается личная передача обращения.
  3. Направление через законного представителя. Последний должен иметь на руках документ, удостоверяющий личность, и доверенность, которая подтверждает круг его полномочий.

Подать жалобу можно онлайн, то есть посредством ресурсов интернета. В этом случае писать заявление будет не нужно. Для этого необходимо посетить сайт уполномоченной официальной инстанции и заполнить специальную электронную форму.

Жалоба должна быть рассмотрена в течение тридцати фактических суток.

На какой результат можно рассчитывать

По жалобе автовладельца на страховую компанию уполномоченная инстанция может принять одно из следующих решений:

  1. Будет заключен договор.
  2. Сумму ущерба пересчитают.
  3. Выплатят компенсацию за причиненный вред.
  4. Жалоба перенаправлена в другую инстанцию, в компетенцию которой входит решение возникшего спора.
  5. Факт нарушения не подтвердится.

Любое из указанных решений инициатор может аннулировать в судебном порядке.

Образцы документов

Образец жалобы на ОСАГО

Добавить комментарий

Call Now Button8 (800) 302-33-28