Заявление на возврат госпошлины

Заявление на возврат госпошлины направляется в ИФНС в случае нарушения порядка её оплаты, а также отсутствия оснований для этого.

Внесение таких средств касается не только юридических лиц, например, ООО, но и также всех людей, которые обращаются за помощью в бюджетные инстанции. На практике нередки случаи, когда госпошлина выплачена излишне или при отсутствии к тому оснований. В таких ситуациях любой плательщик может претендовать на её возврат. Все вопросы, связанные с размером, порядком выплаты и возвратом госпошлины, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Понятие государственной пошлины

В соответствии со статьей 333.16 НК РФ, государственная пошлина – это оплата, которая взимается с юридических и физических лиц, в случае их обращения в бюджетные инстанции, за совершение в их пользу действий, имеющих правовое значение. Организациям, которые наделены полномочиями взыскивать такие средства, запрещено требовать от заинтересованных осуществлять иные виды платежей. Такое правило не распространяется на консульства РФ.

Государственная пошлина имеет свои отличительные признаки:

  1. Она вносится в обязательном порядке за оказание значительных услуг правового характера.
  2. Регулирует отношения, связанные с действиями, которые выполняют госбюджетные инстанции. На коммерческие организации это не распространяется.
  3. Из платежей такого характера, в том числе формируется государственный бюджет.
  4. Отнесена к налоговым выплатам.

Размер госпошлины делится на следующие виды:

  1. Взыскиваемая пропорционально стоимости услуги.
  2. Твердая сумма.
  3. Смешанная цена. Она состоит из фиксированной и пропорциональной.

Оплату за услуги необходимо оформлять через Сбербанк РФ.

Случаи, когда оплачивается пошлина

Федеральным законодательством определены случаи, когда выплачивается пошлина. К таковым отнесены:

  1. Обращение в судебные инстанции всех уровней. В таких ситуациях заплатить пошлину необходимо до направления иска.
  2. В случае обращения в нотариальную инстанцию, например, для осуществления операций с наследством.
  3. Оказание услуг государственными органами. Пошлина за регистрацию объектов, внесенных в Росреестр.
  4. Выдача документов или их копий. Это актуально для ситуаций, связанных с получением загранпаспорта или удостоверения в ГИБДД.
  5. Проставление отметки о наличии государственной инстанции и обладании подобной определенными полномочиями. В данном случае речь идет об апостиле.

То есть оплата такого характера производится в случаях, когда госбюджетная инстанция выполняет действия правового характера в интересах обратившегося.

Причины для возврата

В соответствии с правилами статьи 333.40 НК РФ поводами для возврата уплаченной пошлины являются:

  1. Излишняя сумма оплаты.
  2. Возвращение жалобы, заявления или обращения либо отказ от их рассмотрения. Если пошлина не была возвращена плательщику, то её сумма будет учтена при повторном направлении иска в суд, в течение трехлетнего срока давности.
  3. Прекращение производства по делу.
  4. Отказ заинтересованного лица или уполномоченной госбюджетной инстанции от услуг, имеющих правовое значение.

Решение о возврате денежных средств принимает государственный орган, за услуги которого пошлина была выплачена.

Могут возникнуть ситуации, когда заинтересованное лицо не сможет рассчитывать на возврат госпошлины. К ним отнесены:

  • отказ в регистрации брачно-семейных отношений;
  • внесение изменений в записи актов гражданского состояния;
  • выполнение ответчиком, в добровольном порядке требований истца, до начала проведения судебного разбирательства;
  • оплата внесена за услуги, которые не должны были выполняться в отношении инициатора.

Ошибочное перечисление

Деньги, перечисленные ошибочно, являются одним из поводов их возврата плательщику. В данном случае ситуация связана с тем, что человек изначально допустил ошибку при оформлении квитанции. То есть назначение платежа было неверным и деньги направлены не по назначению. Такие ошибки нередко допускает обслуживающий специалист. Причинами в обоих случаях может быть как невнимательность человека, так и устаревшие реквизиты для оплаты. Поскольку денежные средства получателю переданы небыли их можно вернуть, чтобы впоследствии использовать по назначению.

Превышение суммы

Излишние средства, которые были внесены за оказание услуг, также будут являться основанием для возврата пошлины. В данном случае плательщик понес необоснованные расходы. Бюджетная инстанция не имеет права взыскивать суммы большие, чем установлено законодательством. Причиной этому в большинстве случаев является невнимательность обслуживающего кассира или представление человеку недостоверной информации о размерах платежей.

Неоказание госуслуги

Деньги за госуслугу можно вернуть в случаях, если таковая фактически оказана не была.

Причиной этому может быть отказ государственной организации, например, когда решение вопроса не относится к её компетенции либо нет оснований для рассмотрения обращения. Нередки случаи, когда инициатор сам отказывается от услуг, если они больше не требуются. Например, загранпаспорт не нужен, поскольку человек решил не выезжать за пределы страны либо транспортное средство пришло в негодность и заинтересованный больше не нуждается в получение удостоверения на право управления.

Госпошлина при обращении в суд

Процессу рассмотрения дела в суде, чаще всего предшествует оплата государственной пошлины. Это касается гражданско-правовых споров, административных дел, брачно-семейных отношений.

Действующим законодательством определены размеры пошлины. Они устанавливаются в зависимости от категории дела:

  1. Обращение имущественного характера:
    не более 20 тысяч – 4% от суммы;
    от 20 до 100 тыс. – 800 рублей, плюс 3% от суммы свыше 20 тысяч;
    от 101 до 201 тыс. – 3200, плюс 2% от суммы, превышающей 100 тысяч;
    от 201 тыс. до миллиона – 5200, плюс 1% суммы свыше 200 тыс.;
    более миллиона – 13200, плюс 0,5% от суммы более миллиона;
    если человек ходатайствует о вынесении судебного приказа по указанным делам, то размер выплаты составит 50% от установленных.
  2. Иск, который невозможно оценить, либо неимущественное обращение: для физических лиц – триста рублей, для компаний – шесть тысяч.
  3. Обращение о прекращении брачно-семейных отношений – шестьсот рублей.
  4. Иск о пересмотре решений, вынесенных госбюджетными инстанциями: для человека – триста рублей, для юридического лица – четыре с половиной тысячи. Если инициатор выдвигает требование об аннулировании заключения, то суммы выплат составят триста и две тысячи соответственно.
  5. Кассации и апелляции – для физического лица – сто пятьдесят, для компании – три тысячи.
  6. Жалоба в порядке надзора: человек должен будет оплатить триста рублей, организация – шесть тысяч.
  7. Иск о назначении алиментных выплат – сто пятьдесят рублей. Это правило распространяется как на содержание детей, так и взрослых.

Если другая сторона намерена заявить встречный иск, то сумма пошлины рассчитывается аналогичным образом.

Когда возможен возврат

Действующим законодательством определены случаи, когда выплаченные средства могут быть возвращены инициатору. К таковым отнесены:

  1. Истцу было отказано в принятии заявления. Такие ситуации характерны для случаев, когда для рассмотрения обращения предусмотрен иной порядок, действия выполняет неуполномоченное лицо или организация, по спорному вопросу уже вынесено решение.
  2. Иск был возвращен инициатору. Это происходит в случаях, когда заинтересованной стороной не проведена обязательная досудебная претензионная работа, материал должен рассматриваться в приказном порядке, проведение разбирательства находится вне компетенции инстанции, обращение носит анонимный характер, то есть не подписано инициатором либо направлено неуполномоченным лицом, спор уже находится на рассмотрении, до вынесения решения заявление было отозвано.
  3. Разбирательство было прекращено либо спор оставлен без рассмотрения.

В качестве причины для возврата госпошлины также может выступать превышение суммы оплаты.

Вынесение судом определения

Основанием для возврата выплаченных денег в таком случае является судебное решение. В качестве инициатора выступает сам плательщик. Для этого последний должен оформить заявление, с указанием просьбы соответствующего характера.

К обращению необходимо приложить документы о внесении оплаты, поскольку суд должен знать размер суммы.

На основании указанных сведений будет вынесено решение. В тексте определения указывается сумма возвращаемой пошлины, а также основания для этого. Копия вынесенного решения направляется инициатору.

Обращение в налоговую инспекцию

Налоговая инспекция является бюджетной инстанцией, осуществляющей контроль выплат в бюджет, которые обязаны производить юридические и физические лица. В ИФНС необходимо обращаться и в случаях, когда надо вернуть выплаченную пошлину. Для этого инициатору нужно составить заявление и проложить к нему подтверждающие документы.

Составление заявления

Обращение в инспекцию по такому поводу всегда оформляется в письменном виде. Для этого используется стандартная форма, установленная действующим законодательством. Она утверждена Приказом ФНС России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов». Использовать лист обычной бумаги в данном случае не допускается. В тексте необходимо отразить все обязательные реквизиты, а также информацию, которая имеет отношение к возникшей проблеме.

Где взять бланк документа

Заинтересованное лицо может взять бланк установленной формы непосредственно в налоговой инстанции. Там же предоставляется образец заполнения заявления. Бланк оформляется собственноручно. Образец также можно скачать на различных интернет-сайтах, посвященных таким вопросам.

Обязательные реквизиты

В тексте заявления необходимо отразить следующую информацию:

  1. Название ИФНС, в которую направляется обращение, её адрес.
  2. Полные фамилия, имя, отчество инициатора, место жительства, серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, контактный телефон.
  3. Название обращения. В данном случае это будет заявление о возврате выплаченной пошлины.
  4. Дата внесения оплаты, сумма и основания, например, за рассмотрение искового заявления.
  5. Размер средств, которые инициатор желает вернуть.
  6. Повод для возврата, со ссылкой на норму законодательства.
  7. Перечень прилагаемой к заявлению документации.
  8. Дата обращения и личная роспись инициатора.

Составленная бумага должнп быть передана в государственный налоговый орган.

Способ подачи заявления

Обязанность по представлению заявления в налоговую возложена на заинтересованное лицо. Для этого можно использовать несколько способов. Действующим законодательством их перечень не установлен.

Но на практике заинтересованные лица используют следующие варианты:

  1. Личная передача. В этом случае инициатор должен самостоятельно принести заявление в ИФНС. Тогда можно будет убедиться лично, что обращение не только доставлено адресату, но также зафиксировано и принято к исполнению. В таком случае инициатор будет иметь возможность устранить имеющиеся ошибки или составить новое заявление либо получить подробную консультацию.
  2. Почтовая пересылка. Такой вариант используется в случаях, когда инициатор не имеет возможности прийти лично, например, по причине отдаленности нахождения, или плохого самочувствия. В таких обстоятельствах правильным будет направлять заявление при помощи специальной корреспонденции. При этом отправитель получит на руки уведомление о вручении письма адресату или о причинах недоставки обращения. Такой вариант исключает для инициатора возможность устранить ошибки и неточности сразу. В этом случае у налоговой будут основания вернуть обращение инициатору.
  3. Доставка при помощи курьера. Чаще всего такой вариант используется юридическими лицами, в штате которых есть указанный специалист. В свою очередь, для человека в данном случае возникнут дополнительные расходы по оплате услуг курьера. Впоследствии их нельзя будет возместить, даже в судебном порядке.
  4. Передача через доверенное лицо. Это способ применяется чаще всего людьми преклонного возраста или теми, кто слабо разбирается в действующем законодательстве. Представитель должен иметь на руках документ, удостоверяющий личность, а также доверенность с указанием круга его полномочий. Такой вариант потребует от инициатора нести дополнительные расходы.
  5. Направление по электронной почте. Это способ предусматривает, что в распоряжении инициатора имеется компьютерная техника, поскольку в данном случае потребуется не только использовать интернет, но и перевести все документы в цифровой формат.
  6. Онлайн-обращение. Такой вариант аналогичен пересылке по электронной почте. Для этого необходимо посетить специализированный сайт налогового органа, зайти в раздел, касающийся подачи документов, и заполнить специальную форму.

Каким методом направлять заявление в ИФНС, решает сам инициатор. Закон в данном случае предоставляет полную свободу действий заинтересованной стороне.

Срок обращения в налоговую

В соответствии с требованиями действующего законодательства заинтересованное лицо может обратиться в налоговую инспекцию за возвратом госпошлины в течение тридцати шести фактических месяцев со дня оплаты. Временной период возврата денежных средств в данном случае составляет один месяц с момента обращения. Если такой срок будет нарушен, то инициатор имеет право взыскать в судебном порядке с ИФНС компенсацию.

Перечень необходимых документов

К заявлению о возврате инициатор обязан приложить оригинал квитанции или платежного поручения о внесении оплаты. Если заинтересованное лицо намерено получить часть суммы, то направляется заверенная копия таких бумаг.

Образцы документов

Образец заявления на возврат госпошлины

Добавить комментарий