Как написать жалобу в суд – образец

Жалоба является специальным обращением в уполномоченные органы по поводу защиты нарушенных прав со стороны служащих госорганов, уполномоченных лиц. В основном жалоба в суд обладает публичными основаниями, но практика показывает, что она направляется и по частным основаниям, то есть в отношении частных лиц.

Что такое жалоба: понятие и виды

Жалоба в суд считается лишь условным обозначением всех обращений по поводу их нарушенных прав, отдельных действий уполномоченных лиц и их решений.
Она подается по общим правилам, обозначенным в процессуальных актах — ГПК, УПК или АПК.

Исключением являются претензии, подающиеся для оспаривания норм определенных нормативных актов административного характера. В подобных ситуациях процесс регламентируется специальным законом РФ № 4866-1 «Об обжаловании в суд…».

В обозначенных актах выделены следующие виды обращений:

  • апелляционные;
  • в порядке кассации;
  • в надзорном порядке;
  • претензии на документы административного характера;
  • претензии на акты и действия уполномоченных лиц.

Первые три варианта имеют значение исключительное в процессе разбирательства и подаются для оспаривания решений и актов судов. То есть их могут подавать исключительно участники соответствующего судебного процесса.

Что касается остальных двух, то они могут быть поданы любым лицо на территории РФ в тех ситуациях, когда акты административного характера, а также отдельные действия уполномоченных лиц нарушают их правомочия.

Обжалование решений и действий

Основаниями для подачи в суд жалоб на уполномоченных лиц и организации являются:

  • нарушение правомочий;
  • возложение обязанности в нарушение закона;
  • привлечение к ответственности также противозаконно.

Необязательно, чтобы виновные лица совершили какие-либо действия незаконного характера. В качестве нарушения может рассматриваться и их бездействие, когда законом на них возложена обязанность совершить те или иные действия.

А также частым случаем являются жалобы на лиц, по поводу распространения ими ложной информации, что повлекло нарушение прав. К примеру, если уполномоченный орган предъявляет ложную информацию о лице, вследствие чего МВД запрещает данному лицу покидать территорию РФ.

Определенными отраслевыми и специальными актами могут обозначаться особые правила обжалования подобных действий или бездействий. Правомочие лиц направлять жалобу в суд не зависит от положений таких актов и не является поводом для отказа в принятии документа.

Как подать?

Жалобное обращение направляется в суд согласно правилам юрисдикции. Так:

  • претензия на акты уполномоченного лица или госоргана направляется по месту их нахождения;
  • претензия на административный акт направляется по месту расположения органа или уполномоченного лица, издавшего акт;
  • претензия по поводу распространения ложной информации направляется по месту расположения выдавшего такую информацию органа.

При подаче жалобы граждане и иные лица, чьи правомочия были ущемлены, а также их представители обязаны уплатить госпошлину, установленную налоговым законодательством.

Форма жалобы

Особые требования для оформления такой жалобы и бланк законодательством не установлены. Образец жалобы в суд, однако, имеется в ГПК, где установлены требования к структуре и содержанию данного документа.

В свою очередь, Верховный Суд в своем решении от 21.12.93 выдал заключение, согласно которому, жалобы должны быть составлены согласно требованиям, обозначенным в ГПК.

Согласно указанным требованиям, структурно документ должен состоять из следующих частей:

  • адреса документа;
  • описательной части;
  • резолютивной части;
  • заключительной части.

Каждая часть должна отражать определенные сведения. В адресе документа указываются:

  • данные инстанции суда;
  • Ф.И.О. жалобщика и его место жительства;
  • Ф.И.О. либо наименование лица, на чьи действия направляется жалоба, а также его адрес.

В описательной части указываются сведения об обстоятельствах, что, по мнению жалобщика и согласно нормам законодательства, явились ущемлением его правомочий. В резолютивном разделе представляется претензия жалобщика принудить виновных лиц совершить действия.

Апелляционная жалоба на решение мирового судьи

Заключительная часть, подобно адресу документа, имеет формальное значение, где указываются документы и иные доказательства, приложенные к обращению, а также дата составления документа и роспись заявителя.

Сроки направления жалобы

Период для направления заявления зависит от обстоятельств и характера правоотношения, в силу чего возникла такая необходимость. Так, жалобы судебного процессуального характера подаются в следующий период:

  • апелляционная жалоба подаётся до вступления решения в юридическую силу;
  • кассационная жалоба должна быть направлена на протяжении месяца со времени вступления данного акта в силу;
  • судебную надзорную жалобу нужно направить в годичный срок с момента принятия соответствующего акта.
Жалобы внесудебного характера направляются по общему правилу на протяжении трехмесячного периода со дня, в который нарушение имело место или когда лицу стало известно о данном обстоятельстве.
Если же лицо соблюдало досудебный порядок обжалования в вышестоящую инстанцию соответствующего госоргана, указанный в специальном акте, то ему остается месяц для подачи жалобы со дня, в который он получил отказ в своих требованиях от соответствующей инстанции.

Если же претензия в данную инстанцию осталась без ответа, то жалоба должна быть направлена в месяц со дня окончания 30-дневного периода после направления соответствующего документа по правилам претензионного обжалования. Вместе с претензией по факту совершенного правонарушения, лицо имеет право подать жалобу из-за нарушения законодательства об обращении граждан.

В случаях несоблюдения указанных временных ограничений, они подлежат восстановлению на усмотрение самого суда, если лицо сможет доказать, что они были пропущены из-за причин уважительного характера или из-за обстоятельств, не зависящих от него.

Самое главное в подаче — подкрепление своих доводов нормами соответствующих законов. Чем точнее будет указана ссылка на норму закона, тем больше вероятности правильного рассмотрения обращения.

Добавить комментарий

Call Now Button8 (800) 302-33-28