Сроки рассмотрения претензии

Срок рассмотрения претензии, по сути своей, является временным периодом, в течение которого должно быть рассмотрено обращение одной из сторон договора своему партнеру, по факту нарушения последним взятых обязательств.

Действующим законодательством определено, что юридические или физические лица, которые заключают между собой соглашение, обязаны четко выполнять его условия.

В случае если одна из сторон нарушает обязательства, другая может решить вопрос в судебном порядке. Однако, чтобы избежать проблем и урегулировать возникший спор более мирным путем, заинтересованный инициатор может предварительно направить обращение своему партнеру с просьбой или требованием устранить имеющиеся недостатки.

Поводы для подачи претензии

Направление обращения является результатом нарушения одним из участников соглашения своих обязательств в рамках возникших договорных отношений. В данном случае основанием для претензии является не только заключенное соглашение. Поводом может быть акт выполненных работ или гарантийный талон на проданный товар. То есть жалобу клиент может направить, если услуга оказана плохо или покупатель может представить рекламацию о возврате денег за некачественную продукцию. В большинстве ситуаций решение о направлении претензии принимается стороной договора самостоятельно, в зависимости от сложившихся обстоятельств. Тем не менее действующим законодательством определены ситуации, когда досудебное решение разногласия является обязательным условием.

К таковым отнесены:

  1. Случаи, когда подписание договора является обязательным.
  2. Внесение поправок и изменений в заключенное соглашение.
  3. Прекращение договора аренды или найма жилого помещения.
  4. Выселение людей.
  5. Исправления в алиментных обязательствах.
  6. Прекращение отношений, связанных с обслуживанием личного банковского счета.
  7. Окончание взаимодействия, связанного с исполнением условий государственного контракта.
  8. Осуществление обязательных страховых выплат автогражданской ответственности.
  9. Перевозка грузов всеми видами транспорта.
  10. Доставка почтовой корреспонденцией.
  11. Пассажирские перевозки.
  12. Наличие претензий к экспедитору.
  13. Взаимодействие в рамках договора временной эксплуатации земельного участка.
  14. Оказание услуг связи.
  15. Недовольство качеством услуг, оказанных туроператором.
  16. Решение вопросов в области стандартизации.

В указанных ситуациях выполнение правил претензионного порядка — обязательное условие. В противном случае исковое заявление может быть отклонено судом в последующем.

Рассмотрение претензий потребителей

Законом определен досудебный порядок решения возникших разногласий в большинстве случаев. То есть прежде чем направлять исковое заявление необходимо представить претензию другой стороне договорных отношений. В свою очередь, последняя должна рассмотреть поступившее обращение и направить ответ инициатору. Единого срока в этом случае не установлено. Все определяется исходя из характера сотрудничества и сложившихся обстоятельств.

Законодательное регулирование

Претензионный порядок разрешения спорных вопросов установлен действующими нормативными актами. В частности, обязательность урегулирования разногласий в досудебном порядке оговорена в Арбитражном и Гражданском процессуальном кодексах. Так, в статьях 129 и 135 соответственно, указано, что исковое заявление не будет рассматриваться, если инициатором предварительно не была направлена претензия.

Наряду с этим, стороны договора могут указать в тексте документа пункты или включить целый раздел, касающийся реализации досудебной процедуры урегулирования разногласий. Обязательным условием в данном случае является соответствие содержания соглашения требованиям законодательства.

Установленные сроки

Рассмотрение другой стороной договора полученной претензии должно произойти в течение установленного периода времени. Сколько будет составлять такой срок, зависит от характера сотрудничества, а также от условий подписанного соглашения. Для некоторых видов отношений определены четкие временные периоды рассмотрения претензии.

Ими являются:

  1. Перевозка грузов – тридцать фактических суток. Вид транспорта в данном случае значения не имеет.
  2. Оказание услуг связи – от одного месяца до полугода. Все зависит от вида коммуникации.
  3. Замена товара на равноценный – семь дней, Прекращение договора купли продажи и возвращение  денег – десять суток, устранение недостатков – сорок пять.

Для остальных видов отношений стороны могут самостоятельно определять сроки рассмотрения претензии. Главное, чтобы это не противоречило требованиям законодательства и предоставляло получателю достаточно времени на рассмотрение обращения и направления ответа инициатору. Если в договоре не отражено иное, срок рассмотрения претензии будет составлять тридцать суток.

Порядок рассмотрения требований

Любая поступившая претензия должна быть детально рассмотрена.

Письменное обращение, прежде всего, должно быть зарегистрировано в специальной учетной форме. Таковой может быть книга, журнал или компьютерная база данных. На самой бумаге надо проставить штамп и указать дату и номер фиксации претензии. С этого момента начинается исчисление срока рассмотрения.

После этого ответственный специалист, в компетенцию которого входит рассматриваемый вопрос, должен детально изучит текст поступившего обращения. В обязательном порядке необходимо просмотреть всю документацию, касающуюся заключенного договора, и установить действительно ли имело место нарушение условий соглашения.

Затем специалист может составить заключение и представить его на рассмотрение руководителю компании либо сообщить устно о результатах проведенного анализа. Начальник принимает решение о характере последующих действий.

Предоставление ответа

В соответствии с требованиями правовых актов, поступившая претензия не должна остаться без внимания. На неё необходимо отвечать надлежащим образом. На практике составление такого документа происходит в письменной произвольной форме. В тексте надо указать всю информацию, которая будет отражать суть ответа.

Письмо может быть направлено по почте, интернету либо передано через доверенное лицо.

Требования к оформлению

В ответе на претензию нужно указать все сведения и данные, имеющие отношение к возникшему спору, а также детально обосновать свою позицию.

Порядок оформления предусматривает включение в письмо информации следующего содержания:

  1. Полные данные об адресате и получателе – полное название каждого, адреса места расположения, контактные данные.
  2. Сведения о заключенном договоре – его номер и дата.
  3. Весь процесс исполнения взятых на себя обязательств. При необходимости указывается не только дни, но и время.
  4. Анализ предъявленных возражений, то есть на самом ли деле нарушение условий договора имело место , признает ли свою вину ответчик или нет.
  5. Пути решения проблемы – замена некачественного товара, устранение выявленных недостатков, возврат средств, возмещение причиненного вреда.
  6. Гарантия и сроки выполнения обязательств.

Ответ подписывается руководителем компании. Для оформления письма используется стандартный бланк организации либо обычная офисная бумага. В последнем случае на документе должен быть проставлен угловой штамп и печать организации.

Несоблюдение сроков ответа

Сторона, получившая претензию, обязана не только её рассмотреть. Необходимо должным образом ответить на поступившее письмо. Несоблюдение сроков будет являться поводом для дополнительных претензий к ответчику.

Исключением  могут быть только обстоятельства непреодолимой силы – военные действия, крупная авария, массовые заболевания, а также любые другие случаи, которые создают объективные препятствия для выполнения сторонами  взятых на себя обязательств по договору.

Последствия

Если претензия была проигнорирована, либо ответ на неё поступил с опозданием, инициатор имеет полное право обратиться с иском в суд. Следует отметить, что даже в ходе разбирательства нарушение такого условия может стать поводом для применения к ответчику дополнительных санкций. Например, потребитель может заявить не только о замене ему товара ненадлежащего качества или возврате денег, но и взыскать неустойку, пеню и возмещение морального ущерба. Причем размер таких выплат напрямую зависит от периода просрочки ответа.

Судебная практика

В одной из судебных инстанций РФ было рассмотрено исковое заявление человека к компании, с требованием о расторжении договора купли продажи и возврате денежных средств.

В процессе изучения содержания обращения было установлено, что инициатор приобрел в организации товар. В процессе его эксплуатации были выявлены недостатки в качестве проданной продукции. В связи с этим человек направил письменную претензию в организацию с просьбой аннулировать заключенный договор и вернуть выплаченные деньги. Письмо было ему возвращено без ответа. По этой причине человек обратился к услугам эксперта. Последний в процессе проведенного анализа подтвердил не качественность проданного товара. На основании изложенного истец обратился с просьбой обязать компанию возвратить деньги за купленное изделие, выплатить неустойку, возместить моральный ущерб, расходы на услуги квалифицированного эксперта и представителя, взыскать штраф за несоблюдение условий договора.

Представитель ответчика с требованиями инициатора не согласился и пояснил, что претензия была направлена по месту фактической продажи, а не на юридический адрес. Специалисты, находившиеся там, не имели полномочий получать и регистрировать входящую корреспонденцию. В связи с этим представитель организации просил отказать истцу в возмещении морального вреда, расходов на представителя, уменьшить размер неустойки и штрафа.

После изучения всех представленных документальных материалов судом было установлено, что ответчик не исполнил надлежащим образом взятые на себя обязательства.

На основании изложенного суд обязал предприятие вернуть деньги за приобретенный товар, возместить расходы на эксперта и законного представителя, отправку почтовых сообщений, выплатить в полном объеме неустойку и штраф.  Истец должен был передать организации проданный ему некачественный товар.

С компании была взыскана гос.пошлина за проведение разбирательства.

Решение от 23 октября 2017 г. по делу № 2-7969/2017

Добавить комментарий

Call Now ButtonЗвоните 8 (800) 302-66-73