Как вернуть лекарство в аптеку

До сих пор во многих источниках остается дискуссионным вопрос о том, можно ли вернуть лекарство в аптеку. Существует определенный перечень товаров, которые не подлежат возврату. На это стоит обращать внимание при анализе подобных спорных ситуаций, но также допускается альтернативное решение, если продукт действительно был низкого качества.

Особенности вопроса

Любой препарат находится на особом учете. Оборот лекарственных препаратов регулируется особыми нормами законодательства и поэтому здесь не действуют многие стандартные нормы, предусмотренные для любых других товаров.

Законодательное регулирование

Постановление Правительства оговаривает подробный перечень продукции, которая не подлежит возврату.
Здесь подразумевается оговорка правил, предусмотренных статьей 502 Гражданского Кодекса, согласно которой возможно вернуть товар в течение 2 недель после покупки, даже если он имеет подходящее качество, но просто не подошел покупателю.

Любая таблетка входит в специальный перечень продукции, которую нельзя обменять по этому правилу. То есть, если клиент уже приобрел товар в аптеке и передумал тут же, не отходя от кассы, то он в любом случае не сможет получить деньги назад, если не будут доказаны объективные причины этого поступка.

Перечень продукции, предусмотренный Постановлением Правительства, регулярно обновляется. Это связано в первую очередь с тем, что рынок не стоит на месте и поэтому периодически появляется новая продукция, которая не входит в указанный список. Так как продавец не сможет сам внести какой-либо товар в этот список, то необходимо корректировать перечень на законодательном уровне, чтобы обезопасить от незаконных действий продавцов и производителей.

Под данной категорией товаров подразумевается любой продукт, который официально признан лекарственным препаратом. Этот перечень уже утверждается Министерством Здравоохранения. На все эти товары распространяется законодательная норма о невозможности возврата.

Сразу стоит оговорить, что не все товары, предлагаемые в аптечном бизнесе, попадают под действие данной законодательной нормы. Современные аптеки зачастую предлагают широкий спектр других товаров, не имеющих отношения к лекарственным препаратам: косметику, продукты питания, игрушки, предметы личной гигиены и даже некоторые приборы. На эту продукцию правила не распространяются и они могут быть возвращены обратно согласно нормам, которые распространяются именно на ту категорию товаров. Под действие Закона попадает только то, что официально входит в перечень лекарственных препаратов.

Альтернативные возможности

При этом предусматриваются и альтернативные решения ситуации. Возврат лекарства в аптеку возможен по нескольким причинам.
И это право распространяется не только на некачественную продукцию. К примеру, возвращают товары обратно в аптеку на законных основаниях, если:

  • продавец допустил ошибку и продал не ту продукцию, которая была изначально обозначена в рецепте. К примеру, если указывается мазь, а провизор продал крем с таким же названием, то покупатель имеет полное право потребовать вернуть ему денежные средства или обменять на подходящий препарат;
  • если продавец продал продукцию, которая должна отпускаться только по рецепту покупателю, у которого данного рецепта нет и человек изначально сам был заинтересован в этом, то все равно он имеет право оформить возврат товара в аптеку;
  • когда провизор дезинформировал покупателя и предложил ему лекарство, которое отпускается только при наличии назначения доктора, представив его как безопасный для широкого оборота.

Эти причины касаются того, когда возможен возврат лекарств надлежащего качества. При этом в любом случае можно будет вернуть лекарство, которое не соответствует заявленным стандартам качества. Но здесь будут несколько другие критерии данного стандарта. К основным причинам, по которым возможен возврат лекарственных средств следует отнести:

  • Ранее завершившийся срок годности. В этом случае сопоставляется дата, указанная на упаковке, с обозначенной в чеке.
  • Отсутствие инструкции в упаковке товара. Важной особенностью является то, что даже если покупатель берет одну пластину препарата, то провизор обязан выдать ему дополнительно экземпляр инструкции.
  • На упаковке нет положенной маркировки или лицензии качества.
  • Различные неточности и нестыковки действительности с указанными параметрами в инструкции. К примеру, если в сопроводительном листе указывается другая консистенция или цвет, чем те, что имеются в упаковке.
  • Любой брак упаковки. Это необязательно будет порванный блистер. Также возможно вернуть продукцию, если сама картонная упаковка будет порвана или нарушена целостность запечатанной упаковки.

В зависимости от данных параметров будет непосредственно отличаться и алгоритм действий покупателя в подобной ситуации.

Процедура возврата

Так как возврат медикаментов на законодательном уровне значительно осложнен в сравнении с другими группами продуктов, то необходимо четко понимать, как вернуть лекарство в аптеку, если это действительно возможно. Также необходимо подготовить особый перечень документов, которые требуются для того, чтобы получить взамен другой продукт или же вернуть свои деньги.

Необходимые документы

Перечень документов, которые потребуются в такой ситуации, будет зависеть от того, как обстоит ситуация с возвращаемым товаром. В зависимости от того, лекарство качественное или нет, будет изменяться данный перечень.

Прежде всего, нужно предоставить какое-либо подтверждение того, что продукция приобреталась именно в этой аптеке. Чаще всего для этого покупатели используют чек. Это самый простой и надежный способ доказать факт покупки. Но наличие чека не предусматривается в качестве обязательного момента в законодательстве. Подтвердить покупку могут свидетели, видео материалы и любые другие возможные способы.

Дополнительно к этому, если товар имеет надлежащее качество, но продажа была совершена неправильно, то необходимо предоставить рецепт. Он станет подтверждением того, что провизор продал не то лекарство. Также можно представить в качестве подтверждения своих слов инструкцию к лекарству, в которой будет обозначено, что оно должно отпускаться только при наличии рецепта. В этом случае в аптеке будет отмечено грубое нарушение, так как провизор должен брать рецепт при продаже таких товаров и затем хранить их в качестве подтверждения законности действий. Если такой документ отсутствует, то продажа подобной группы лекарственных товаров автоматически признается незаконной.

Этого перечня подтверждающих документов будет вполне достаточно и в том случае, если лекарство имеет несоответствующее качество. Упаковка может служить подтверждением отсутствия необходимых отметок, нарушенного срока годности, а инструкция – несоответствия параметров продукта.

Дополнительно покупателю необходимо составить письменное заявление, в котором будут указаны все обстоятельства покупки, а также параметры товара. Здесь можно использовать максимум конкретики: серия препарата, его лицензионный номер и прочие точные характеристики.

Иногда ситуация может обстоять более серьезно и тогда неправильные действия провизора или же некачественное лекарство могут причинить вред покупателю. В такой ситуации он имеет полное право не только вернуть свои деньги за такой продукт, но еще и получить компенсацию морального ущерба, а также затрат на лечение. Подобные спорные вопросы могут быть решены только в судебном порядке. В такой ситуации необходимо по всем стандартным правилам оформить исковое заявление, приложив дополнительно квитанцию об уплате госпошлины.

Также в подобных ситуациях обязательным является наличие специального медицинского заключения об ухудшении здоровья пациента именно вследствие приема этого лекарства. Со слов истца подобные выводы не могут быть сделаны. Заключение может быть выдано только теми учреждениями, которые имеют лицензии на выдачу подобного рода бумаг. Основным параметром оценки степени вреда будет являться то, насколько именно была утрачена трудоспособность из-за приема лекарства.

Алгоритм действий

Стандартный алгоритм действий покупателя при необходимости вернуть покупку в аптеку, независимо от ее качества, подразумевает следующие этапы:

  1. Написание заявления и предоставление всех подтверждающих материалов сотрудникам аптеки.
  2. Возможная замена препарата.
  3. В случае отказа – обращение в суд или правоохранительные органы.
Претензия о возврате некачественного товара

Если покупатель хочет добиться справедливости в случае продажи ему лекарства без нужного назначения доктора, то ему нужно обращаться только в полицию или прокуратуру. Подобные дела являются их компетенцией, и за такие нарушения предусматривается более суровая ответственность. Если же покупатель хочет получить денежную компенсацию, то ему нужно обращаться сразу в суд, так как полномочия принудительно взыскать что-либо имеются только у судов.

В отличие от многих других споров, в случае ненадлежащего качества продукта покупатель в обязательном порядке должен обратиться изначально в место продажи. Сразу обратиться в суд с иском, если он не желает получить моральную компенсацию, он не может. Необходимо изначально получить письменный отказ аптеки с изложенными аргументами.

Кто виноват

Нужно отметить, что далеко не всегда ответственность будет лежать на самой аптеке. Очень часто взыскание должной суммы производится с производителя или поставщика, но этими вопросами будет заниматься уже непосредственно сама аптека, а не покупатель.
Клиент имеет право получить назад денежные средства от точки продажи, а уже они должны будут составлять дефектный акт, чтобы вернуть некачественную продукцию. Здесь ситуация может оказаться несколько сложнее, ведь необходимо будет установить виновное лицо. Не всегда в браке товара может быть вина производителя. К примеру, упаковка могла быть повреждена при перевозке по вине транспортной компании. Также товар мог утратить свои свойства из-за неправильного хранения и несоблюдения правил температурного режима.

Особо сложным это будет в плане решения проблемы, если данным товаром был причинен ущерб здоровью, который необходимо компенсировать покупателю. Моральный ущерб, а также возмещение понесенных убытков возлагается на виновную сторону, которую предварительно необходимо обязательно установить.

Таким образом, в вопросах возврата лекарственных препаратов все решается несколько сложнее, чем при обороте любой другой продукции. Это объясняется тем, что медикаменты изначально должны отпускаться с особой осторожностью из-за возможной потенциальной угрозы для покупателя в случае неправильного применения. Здесь в равной мере защищены и покупатели, и продавцы на законодательном уровне, поэтому каждая сторона должна знать свои права в этой ситуации.

Как вернуть лекарственное средство в аптеку

Добавить комментарий

Call Now ButtonЗвоните 8 (800) 302-66-73