Гарантийный ремонт автомобиля

Гарантийный ремонт автомобиля производится в случаях, когда транспортное средство вышло из строя в период годности.

Любой товар, приобретаемый покупателем, должен быть надлежащего качества и соответствовать установленным техническим требованиям. Такое правило закреплено Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Практически на каждое изделие установлен гарантийный срок. Если в течение такого периода товар выходит из строя, то продавец обязан произвести ремонт за свой счет либо вернуть деньги покупателю. Если одно из указанных требований покупателя не выполняется, то последний имеет право обратиться в официальные уполномоченные инстанции за восстановлением нарушенных прав.

Понятие гарантийного срока

Гарантийный срок – это период времени, в течение которого, изделие должно полноценно выполнять свои функции. В этом случае владелец транспортного средства использует таковое без каких-либо проблем. То есть продавец гарантирует покупателю, что приобретенный товар можно будет эксплуатировать на протяжении установленного срока.

Длительность такого периода зависит от вида изделия и его сложности. Если гарантийный срок не был установлен производителем, то его может определить сам реализатор. На практике это чаще всего не касается автомобилей. Такой подход обусловлен тем фактом, что любое транспортное средство относится к технически сложным изделиям. Поэтом срок гарантии определяется производителем изначально. Если в период годности транспортное средство выходит из строя, владелец имеет полное право обратиться к реализатору с претензией.

Поломка автомобиля на гарантии

При выходе автотранспорта из строя, срок гарантии на который не истек, реализатор обязан ремонтировать его за свой счет. Признаки поломки автомобиля определяются самим владельцем.

К таковым можно отнести:

  1. Сигналы индикаторов на приборной панели. В каждом транспортном средстве установлены световые маячки, которые относятся к разным агрегатам и узлам автомобиля. Они активируются в случае неисправности.
  2. Излишний расход масла, тормозной и охлаждающей жидкостей. Указанные вещества могут использоваться больше времени, чем топливо. Их лишний расход свидетельствует о неисправности двигателя и других систем.
  3. Большой объем выхлопных газов говорит о неправильной работе двигателя.
  4. Посторонние шумы при запуске и работе автомобиля.
  5. Коррозия корпуса транспортного средства. Это свидетельствует о том, что ранее автомобиль эксплуатировался, подвергался ремонту либо при его изготовлении не были соблюдены нормы покраски.
  6. Посторонний шум при использовании рулевой подвески. Такая неисправность может затруднить управление автомобилем. То есть владелец может не успеть повернуть руль в нужный момент.
  7. Проблемы при переключении скоростей. Это свидетельствует о неисправности коробки передач.

Указанный перечень проблем не является исчерпывающим. Не всегда владелец транспортного средства обладает необходимыми знаниями, для того чтобы определить характер поломки. Поэтому, если машина находится на гарантии, при малейших неисправностях следует обращаться в реализатору. Последний обязан устранить проблемы за свой счет либо доставить автомобиль в центр сервисного обслуживания. При этом эвакуатор обязан вызвать и оплатить продавец.

Продолжительность гарантии

Период годности изделия зависит от страны производителя.

Европейские изготовители устанавливают срок гарантии продолжительностью в двадцать четыре месяца. Длительность пробега автомобиля в данном случае роли не играет. На транспорт азиатского производства устанавливается, как правило, три года гарантии. Ограничение пробега в данном случае составляет сто тысяч километров. Обещания реализатора установить и осуществлять гарантийное обслуживание на протяжении большего срока являются попросту маркетинговым ходом, и могут повлечь для покупателя определенные проблемы в последующем. В отношении транспортного средства, бывшего в употреблении, изготовителем период годности не устанавливается. В этом случае продавец выступает в качестве посредника между прежним владельцем и будущим. Поэтому срок гарантии чаще всего определяется по договоренности между сторонами.

Гарантийный срок устанавливается не только на всю автомашину в целом, но и на её отдельные узлы и агрегаты, поскольку выход из строя одной из частей затруднит или сделает невозможным полноценную эксплуатацию изделия в целом. Такое условие должно быть указано в содержании договора купли-продажи. Срок гарантии на расходные части, которые подвержены быстрому износу не превышает двенадцати месяцев, при условии, если пробег не более пятидесяти тысяч километров. К таким частям отнесены – тормозные диски и барабаны, амортизаторы, аккумулятор, различные прокладки, составляющие передней и задней подвесок, сцепление, сальники, уплотнители.

Производитель обязан гарантировать пробный пробег в течение пятнадцати суток. Если за это время будут выявлены недостатки автомобиля, то изготовитель должен отремонтировать его или вернуть покупателю деньги.

Заявление в сервисный центр

Законом о защите прав потребителя определено, что в случае, если проданный товар имел недостатки или пришел в негодность в течение срока гарантии не по вине владельца, то продавец обязан устранить имеющиеся недостатки за свой счет. Однако в ситуациях с автомобилями все может быть сложнее, поскольку реализатор не всегда имеет возможность произвести ремонт своими силами. Чаще всего он выступает посредником между покупателем и производителем. В таком случае владелец автомобиля должен обратиться в сервисный центр. Для этого потребителю необходимо составить заявление.

В тексте документа должна содержаться следующая информация:

  1. Название сервисного центра, место его расположения.
  2. Фамилия, имя, отчество владельца транспортного средства, адрес проживания или фактического нахождения.
  3. Дата и место заключения договора купли-продажи.
  4. Предмет сделки. Здесь необходимо указать марку и модель автомобиля, его цвет, год выпуска и стоимость.
  5. Характер выявленной поломки либо признаки неисправности.
  6. Требования владельца. Надо не только высказать намерение о необходимости ремонта, но и о проведении предварительной диагностики, для установления причин неисправности. Такой подход позволит определить виновную сторону.
  7. Перечень прилагаемой к обращению документации.
  8. Дата оформления заявления и подпись владельца автомобиля.

Составленное обращение можно передать лично или через законного представителя, направить по почте или переслать по интернету. Также правильным будет потребовать от сервисного центра проинформировать потребителя о запасных частях, использованных при ремонте, причинах поломки, о длительности нового гарантийного срока на замененные узлы и агрегаты, и на весь автомобиль в целом.

Срок осуществления ремонта

Срок ремонта авто по гарантии, согласно законодательству, не может превышать сорока пяти суток. Такое правило распространяется на все изделия. В данном случае закон исключений не делает. Безусловно, что у исполнителя могут возникать определенные трудности с ремонтом, при отсутствии необходимы запасных частей. Но это не снимает с сервисного центра ответственности. На практике, довольно часто, исполнители пытаются достигнуть договоренности, чтобы продлить срок ремонта. Закон не запрещает владельцу дать свое согласие. Однако в случае официального разбирательства к исполнителю могут быть применены штрафные санкции за нарушение установленных сроков, поскольку человек может сослаться на слабое знание законодательства либо заявить о том, что на него оказывалось психологическое давление.

Ответственность за нарушение срока

Мера воздействия, которая может быть применена к исполнителю за нарушение установленных сроков ремонта, определена в статье 23 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Штрафные санкции в данном случае носят денежный характер. Исполнитель обязан будет выплатить неустойку в размере одного процента от стоимости автомобиля за каждый день просрочки.

Такое правило не лишает владельца возможности истребовать с продавца и другие виды компенсации, например, за причиненный моральный ущерб.

Возможные причины отказа

Не всегда в течение гарантийного срока реализатор обязан производить ремонт автомобиля за свой счет. В некоторых случаях клиенту может быть полностью или частично отказано в удовлетворении требований.

По сложившейся практике к таким ситуациям можно отнести:

  1. Несвоевременное прохождение планового технического обслуживания в сервисном центре.
  2. Ремонт в течение гарантийного срока в других организациях, вне компаний изготовителя.
  3. Эксплуатация автомобиля с нарушением требований технической инструкции.
  4. Самостоятельная установка дополнительных частей и деталей, которые не сертифицированы реализатором.
  5. Обстоятельства непреодолимой силы – дорожно-транспортное происшествие, природные катаклизмы, военные действия, преступные посягательства третьих лиц.
  6. Участие в гонках.
  7. Эксплуатация автомобиля в тяжелых климатических условиях, если транспортное средство не предназначено для этого.

В любом случае причины поломки должны быть установлены в ходе проведения экспертной оценки.

Действия при незаконном отказе

Если реализатор отказывает в гарантийном обслуживании, не имея на это законных оснований, необходимо установить причину такого решения.

Если это необоснованно, то следует направить письменную претензию. На практике такие заявления чаще всего отклоняются. В этом случае каждый имеет право обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанная организация может существенно повлиять на решение возникшего вопроса.

Предъявление претензии

Направление предварительного обращения покупателя к продавцу установлено требованиями действующего законодательства. Такой документ имеет своей целью решить вопрос в досудебном порядке.

В тексте нужно указать:

  1. Название магазина или сервисного центра, его адрес.
  2. Данные о потребителе – фамилия, имя, отчество, место жительства, контактную информацию.
  3. Сведения о заявлении на гарантийный ремонт автомобиля – его дата, содержание и требования владельца.
  4. Характер полученного ответа.
  5. Требования о возмещении расходов по приобретению автомобиля.
  6. Намерение обратиться в суд, в случае отказа или оставления претензии без рассмотрения.
  7. Дата обращения и подпись потребителя.

Претензия, как и заявление, передается лично, по почте, через доверенное лицо либо пересылается по интернету. В такой ситуации продавец обязан дать ответ покупателю, даже в случае, если он не согласен удовлетворить предъявленные требования.

Судебная защита прав потребителя

Независимо от характера поломки, а также ответов реализатора, каждый владелец транспортного средства имеет возможность обратиться в суд для восстановления нарушенных прав.

Для этого необходимо составить исковое заявление. По содержанию он аналогично претензии. Кроме указания обязательных реквизитов, то есть сведений о сторонах спора, инициатор может более детально сформулировать свои пожелания. В частности, помимо требований о возврате денег или проведении ремонта, истец может заявить о выплате неустойки или компенсации причиненного морального вреда. От уплаты госпошлины инициатор освобождается, поскольку разбирательство такого характера касается защиты прав потребителя. К исковому заявлению человек должен приложить подтверждающие сведения. Можно направлять как оригиналы документов, так и их заверенные копии.

Судебная практика

В судебной инстанции было рассмотрено обращение в присутствии представителя истца, ответчика и третьей стороны, о защите прав потребителей.

В ходе рассмотрения заявления было установлено следующее. Истец является владельцем автомобиля. При продаже на транспортное средство был установлен гарантийный срок продолжительностью пять лет либо пробег сто пятьдесят тысяч километров. Плановое техническое обслуживание проводилось регулярно в сервисных центрах изготовителя, что подтверждается отметками в учетной документации. В процессе эксплуатации внимание владельца привлек посторонний шум из места расположения двигателя. По этой причине истец обратился к ответчику за оказанием помощи. В результате проведенной диагностики установлены механические повреждения двигателя. Дальнейшие действия по ремонту были согласованы с владельцем, и автомобиль  направлен в сервисный центр.

В результате проведенного анализа владельцу было разъяснено, что необходимо оплатить ремонт, поскольку случай не является гарантийным. Вносить деньги истец отказался и направил заявление исполнителю о необходимости проведения экспертной оценки. Сервисный центр обратился в уполномоченную организацию с просьбой о выполнении такого мероприятия. В результате экспертизы было установлено, что поломка произошла по причинам естественного износа и случай не является гарантийным. Также человеку было предложено возместить расходы по проведению оценки. С этим истец не согласился и направил продавцу претензию о замене товара ненадлежащего качества, на что был получен отказ. В связи с указанным инициатор обратился к суду с просьбой обязать ответчика поменять автомобиль, выплатить неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований, компенсацию за моральный вред, а также возместить расходы на услуги законного представителя.

Однако представитель ответчика с требованиями не согласился. Он мотивировал это тем фактом, что реализатор не наделен полномочиями производить ремонт или замену товаров. Третья сторона поддержала такую позицию, поскольку реализатор не заключал договор с непосредственным изготовителем.

В процессе изучения представленной документации было установлено, что поломка произошла по причине естественного износа расходных материалов. Реализатор не наделен полномочиями осуществлять ремонт или замену, поскольку автомобиль произведен за пределами РФ, а ответчик не заключил с изготовителем соответствующий договор.

На основании изложенного истцу было отказано в удовлетворении просьб полностью.

Решение от 25 октября 2017 г. по делу № 2-2662/2017

Образцы документов

Заявление на гарантийный ремонт автомобиля

Добавить комментарий