Что такое срок годности товара по законодательству РФ?

Срок годности товаров – это один из важнейших показателей.

Но не всегда покупатель уделяет данному виду информации достаточно внимания. Многие начинают искать указанные на упаковке цифры только после того, как было обнаружено, что купленное молоко, сметана или сыр уже не допускаются к употреблению. И далеко не все знают, что существует не только срок годности, но и строго ограниченное время хранения после вскрытия упаковки.

Понятие срока годности продукции

Сроком годности считается период, на протяжении которого товар можно использовать по прямому назначению. После его окончания товар не должен применяться, так как может причинить существенный вред человеку или окружающей среде. Закон «О защите прав потребителей» №2300-1 от 7 февраля 1992 г  в статье 5 определяет перечень товаров, которые обязаны иметь установленный период пригодности. В него входят продукты, а именно:

  1. Хлебобулочные изделия, а также дрожжи в сухом и сыром виде.
  2. Кондитерские продукты домашнего или заводского способа изготовления.
  3. Молочная продукция (молоко, кефир, творог и иное).
  4. Яйца (куриные, перепелиные).
  5. Рыба и морепродукты.
  6. Сыры твердые и мягкие (российский, голландский, пармезан и другие сорта).
  7. Колбасные изделия (вареные, копченные, вяленные).
  8. Мясная продукция.
  9. Овощи и фрукты.
  10. Чай (листовой, гранулированный, пакетированный) и кофе.
  11. Отварные продукты (пельмени, вареники).
  12. Детское питание.
  13. Сухофрукты.
  14. Изделия, содержащие сахар или патоку (мед, джемы).
  15. Безалкогольное пиво.
  16. Консервы.
  17. Продуктовые концентраты.

А также непродовольственные товары, такие как:

  1. Парфюмерия.
  2. Косметика.
  3. Медикаментозные препараты.
  4. Бытовая химия.
  5. Изделия для личной гигиены и иное.

Сроки годности не стоит путать со сходным понятием периода гарантии. Он распространяется на другие группы товаров, которые могут использоваться даже после указанного времени, не теряя при этом своих качеств. Гарантийный отрезок лишь позволяет покупателю за отведенный срок выявить возможные проблемы в конструкции изделия, которые не дают ему качественно функционировать и выполнять те действия, для которых он предназначен.

Период пригодности – это отрезок времени от момента производства до дня его вскрытия и употребления по назначению. Если отведенное время вышло, то реализатор должен снять с продажи продукцию.

Купленные просроченные товары могут быть возвращены в магазин с полной компенсацией их стоимости или заменой на иной продукт.

Кто устанавливает срок

Обязанности по установлению сроков годности на товары, перечисленные в обязательном перечне, целиком и полностью возлагаются на изготовителя продукции. Это правило регламентируется законодательными актами:

  1. Закон «О защите прав потребителей» №2300-1 от 7 февраля 1992 года.
  2. Гражданский кодекс РФ.

В пункте 4 статьи 5 Закона №2300-1 четко прописывается данная норма. В Приказе МАП РФ №160 от 20 мая 1998 года дается пояснения этому обязательству. В частности, объясняется, что эта мера распространяется равно как на отечественных производителей, так и на зарубежных, которые реализуют свою продукцию на территории РФ. Если продавец берет в продажу товары, требующие срока годности, но не имеющие соответствующих пометок на упаковках, то они должны понимать, что вся ответственность за последствия их употребления ложится на них. Продавая продукты питания, медикаменты или косметику иностранных производителей без указанного срока пригодности реализатор отвечает за весь вред, нанесенный ими покупателю, вне зависимости от периода его причинения. Указания на эту меру ответственности содержатся в статье 14 пункт 3 Закона и статье 1097 пункт 2 ГК РФ.

Периоды, в течение которых изделия могут быть пригодны для употребления, определяется ГОСТами, ТУ и СанПиНами. Эти документы разрабатываются для отдельных категорий товаров, и включает в себя не только сами сроки, но нормы и правила производства, упаковки и хранения.

Исчисление срока

Срок годности товаров указывается на таре и в документах на продукцию. Если изделия имеют коробки, как, например, крем косметический, то он прописывается и на самом картоне, и на баночке, в которой он хранится. Периоды продажи и употребления, не упакованного хлеба и иных хлебобулочных изделий, определяется исключительно по сопроводительным бумагам.

Для установления периода, на протяжении которого продукт можно реализовывать и использовать или употреблять, принято прибегать к особым отметкам. Так для пищевых изделий принято указывать сроки в одной из возможных вариаций:

  1. Дату изготовления и срок хранения в днях, месяцах или годах, с момента производства.
  2. Конечную дату употребления.
  3. Дату изготовления и день окончания пригодности.

Обратите внимание на то, что считать следует и последний день включительно.

Косметические и парфюмерные изделия могут иметь зашифрованную информацию о дате производства. Она может кодироваться численно-буквенными кодами. Сопроводительная документация обязана содержать расшифровку таких кодов, а по желанию покупателя ее следует предоставить.

Цифры, буквы, шифры нельзя исправить вручную или иным методом. Такие действия приравниваются к фальсификации и обману потребителя.

Продажа некачественной продукции считается грубым нарушением законодательных норм и может повлечь серьезные санкции по отношению к недобросовестному продавцу.

Срок годности и хранения

Срок годности и время хранения зачастую считаются синонимами, но это не так. Два этих понятия отличны друг от друга и несут в себе информацию о разных отрезках времени.

Время хранения – это отрезок, на протяжении которого все потребительские свойства продукта имеют максимальную концентрацию и на 100% соответствуют исходным. При реализации товара  этот период важен, но не критичен, так как продавца больше интересует именно время продажи, а оно полностью совпадает с периодом годности. А вот для покупателя приобрести продукт в течение времени хранения, значит получить заявленное качество, без потери какой-то части свойств, которые хоть и не делают изделие не пригодным, но все же снижают его ценность.

Для обоих показателей крайне важно соблюдать условия сберегания. Они складываются в большинстве случаев из целого набора характеристик:

  1. Температура (хранение в холодильнике или в комнатных условиях).
  2. Влажность.
  3. Уровень освещенности, многие товары не любят прямых солнечных лучей.

Соблюдение указанных на товаре условий позволяет обеспечить прописанный срок хранение, а их нарушение влечет преждевременную порчу.

На длительность периода реализации и употребления напрямую влияет:

  1. Упаковка товара. Фасовать одни и те же продукты можно в полимерные пакеты, стеклянные бутылки, вакуумные упаковки. Расфасовывать изделия допустимо по-разному, но следует учитывать, что и время годности при этом меняется.
  2. Использование добавок. Известно, что натуральные продукты отличаются по сроку хранения от тех, что имеют консерванты.

Предельное время годности учитывается, только если все исходные условия были соблюдены изготовителем, поставщиком, реализатором и покупателем.

Различия

Различия между годностью и хранением можно представить следующей небольшой таблицей:

  • По качеству товара – хранение обеспечивает 100% заявленных свойств, между тем как годность подразумевает их разумное уменьшения по истечении определенного периода, что, однако не препятствует использованию продукта по назначению.
  • По сроку – хранение может быть меньше или равно указанной пригодности, но никогда не должно превышать ее.

По температурным и влажностным условиям эти два понятия не отличаются, а их улучшение не может способствовать продлению периода хранения или годности.

Время хранения имеет два включенных в себя понятия:

  1. до вскрытия упаковки;
  2. открытого продукта.

Закрытая заводская пачка должна сберегаться указанное на ней время, но как только она будет открыта, в силу вступают иные нормативы. Так, вскрытая пачка сока не может храниться до конечной даты, прописанной на ней, даже при соблюдении температурного режима и иных условий. То же касается и медикаментов, бытовой химии, косметики. С продуктами все еще сложнее, если нарезать хлеб, то время его хранения будет меньше чем не нарезанного.

Для здоровья важно не только проверить дату производства, но и правильно использовать купленный товар.

Покупка просроченного товара

Несмотря на строгие нормы закона и многочисленные примеры привлечения недобросовестных продавцов к административной ответственности, часто магазины грешат продажей просрочки. Это нарушение может быть преднамеренным или вызвано нерасторопностью персонала. Да и сами покупатели не очень ответственно подходят к выбору продукции, ориентируясь скорее на цены, чем на дату изготовления.

В суматохе магазина немудрено не обратить внимания на срок годности, тем более что эта обязанность полностью лежит на продавцах, а покупатели склонны доверять профессионалам. Если товар уже куплен, а дома была обнаружена просрочка, то его можно вернуть. Важно помнить, что возврат некачественных изделий неограничен каким-то конкретным периодом. Продавец отвечает за продажу просроченных товаров перед покупателем и обязан по его требованию заменить товар или вернуть денежные средства в полном объеме.

Действия потребителя

Человек, обнаруживший, что купил некачественную продукцию, должен предъявить претензию продавцу. Действия покупателя зависят от того, на каком этапе было обнаружено, что срок годности истек.

Если нарушение было выявлено до приобретения, то действия могут быть следующими:

  1. Вызвать заведующего отделом или старшего менеджера и указать на обнаруженную позицию. Ответственное лицо должно извиниться за неприятную ситуацию и тут же принять меры по устранению товаров с прилавков магазина.
  2. При нежелании персонала сотрудничать покупатель может потребовать книгу жалоб и предложений, где может внести запись о происшествии. Под ней обязательно необходимо указать контактные сведения о человеке, для получения обратной связи и извещения о принятых мерах.

Бывает, что продавцы и не устраняют недостатки и не желают предоставлять книгу жалоб, в этом случае потребитель может приобрести спорный товар и обратиться с ним в надзорную организацию.

При обнаружении просрочки дома, до или после употребления, человек также имеет право уладить конфликт мирно, придя в магазин либо жаловаться сразу в санстанцию или Роспотребнадзор.

При добровольном сотрудничестве работников торговой точки покупатель должен подать претензию на возврат некачественного продукта, у которого закончился срок годности.

Порядок предъявления претензий

Составлять заявление о возврате просроченного изделия следует с учетом обязательных условий. В частности, в ней должны быть ясно изложены подробности его приобретения – когда, где и сколько изделий было куплено, а также те причины, которые заставили вернуть его продавцу. В заявлении стоит назвать те меры, которые должны быть выполнены реализатором — обмен, замена, возврат денег. Составить качественную претензию поможет образец заявления.

Написанная претензия должна быть подана в магазин, где был куплен просроченный продукт, вместе с самим товаром. Если администрация идет навстречу покупателю и принимает бумагу, то необходимо получить подпись ответственного лица об этом на своем экземпляре претензии. А в случаях, когда есть конфликт и магазин не желает мирно улаживать ситуации, придется идти другими путями. Претензия может быть направлена по почте, заказным письмом. Однако пострадавшая сторона также имеет право обратиться в надзорные организации, например, санэпидемстанцию. Там продукт может быть осмотрен и при необходимости дополнительно исследования. Так работники санстанции произведут проверочные действия для продукта – резать, плавить, заварить, заморозить, для определения его свойств и выявления нарушений условий хранения или реализации.

Ответственность продавца

Ответственность за реализацию просроченных продуктов наступает вне зависимости от формы их собственности торговой организации. А вот последствия от такой продажи могут напрямую перевести дело из разряда административных в уголовные.

По нормам статьи 14.4 КоАП РФ административная ответственность выражается в следующих мерах:

  1. Физлицо, подвергнутое наказанию, заплатит штраф в размере одной или двух тысяч рублей.
  2. Должностным лицам он будет увеличен и составит от трех до десяти тысяч.
  3. Индивидуальные предприниматели могут подвергнуться денежным наказаниям в размере от десяти до двадцати тысяч рублей.
  4. Юрлица несут наибольшую материальную ответственность, которая может варьироваться в пределах от двадцати до тридцати тысяч.

Если идентичное нарушение зафиксировано повторно, то штрафы могут быть кратно увеличены в два и больше раза.

При подаче жалобы о продаже просроченных товаров должностные лица могут потерять право на работу по данной профессии, сроком до одного года. Позиции с истекшим сроком годности изымаются из оборота и конфисковываются для дальнейшей утилизации.

Если имеются доказательства того, что продажа просроченных товаров была организована умышленно, либо ее результатом стала смерть одного или более лиц, то к виновным применяются нормы уголовной ответственности. Она выражается в штрафных санкциях, принудительных работах и ограничении свободы.

Образцы документов

Претензия на возврат товара ненадлежащего качества

Добавить комментарий

Call Now Button8 (800) 302-33-28