Гарантийный срок

Гарантийный срок – это период, в течение которого потребитель имеет право обратиться к продавцу или изготовителю с претензиями по поводу качества товара или обнаруженных в нем существенных недостатков. Несмотря на то что информация о сроках гарантии и порядке возврата некачественной продукции широко освещается, однако большинство покупателей, сталкиваясь с проблемами, не знают как правильно вести себя в такой ситуации.

Важно не только установить предельное время гарантии для купленной продукции, но и четко понимать, какие недостатки считаются основанием для возврата или обмена. Потребитель обязан четко следовать процедуре предъявления претензии и соблюдать законодательные нормы РФ.

Законодательная база

Согласно Гражданскому кодексу РФ, изготовитель при производстве товаров обязан придерживаться установленных на территории государства норм качества. Привозная продукция также проходит проверку на соответствие им. Для потребителя главным посредником, а значит и гарантом выступает продавец. В статье 469 ГК РФ прописывается, что при реализации товаров он обязан:

  1. Предоставить покупателю изделие, которое полностью соответствует сопроводительным документам и договору купли-продажи.
  2. Если документация отсутствует, то продавец обязан убедиться в том, что продукция пригодна к использованию по ее прямому назначению и лишь после этого оформлять сделку.
  3. При существующих эталонных нормах продаваемое должно соответствовать их минимальным показателям или превышать указанное.

Покупатель вправе вернуть неисправное изделие, воспользовавшись положениями Закона «О защите прав потребителя» №2300-1 от 07.02.1992 года. В этом документе регламентируется возврат товара по гарантии и предусматривается срок такой возможности.

Понятие гарантийного срока

Гарантийный срок – это тот отрезок времени, который отводится потребителю для предъявления претензий по купленной продукции, при условии обнаружения в ней ненадлежащего качества. Покупатель имеет право обратиться к продавцу или напрямую к изготовителю с требованиями о замене, возврате, ремонте или частичном возмещении стоимости ранее приобретенного изделия. В свою очередь, стороны, отвечающие за качество продукции, обязаны удовлетворить выставленные требования.

Гарантийное обслуживание производится в пределах сроков, которые назначаются изготовителем и/или продавцом, при условии, что они не конфликтуют с установленными по закону периодами.

Срок гарантии исчисляется в календарных днях, месяцах, годах или часах работы. По общим понятиям он устанавливается не на все группы товаров, а только на те, что классифицируются как технически сложные. Продовольственная, косметическая, хозяйственная продукция хотя и не имеет гарантий, но обеспечена сроком годности, что также защищает потребителя от некачественности.

Срок службы

Срок службы – это отрезок времени, на протяжении которого производитель отвечает за качественную работу товара и берет на себя ответственность за выявленные в нем недостатки.

Срок службы не всегда должен быть указан изготовителем.

Установление его это право производителя, но не его обязанность. Из этого правила существует и исключение, если продукцию можно использовать только ограниченное время, а после его окончания она будет представлять опасность для здоровья и жизни человека, то срок службы должен указываться в обязательном порядке.

На протяжении всего этого времени в соответствии с ЗоЗПП человек имеет право:

  1. Требовать устранения выявленных недостатков.
  2. Инициировать возмещение причиненного вреда.
  3. На ремонт и обслуживание купленного изделия.

Время службы устанавливается:

  1. Производителем самостоятельно и указывается в индивидуальных характеристиках товара.
  2. Общегосударственными нормами. При отсутствии указанного периода сроком службы считается 10 лет.

Свой отсчет этот период начинает с момента покупки промтоваров, а если в документации он не был никак не отражен, то со дня его выпуска.

Срок годности

Срок годности устанавливается на:

  1. Продовольственные товары.
  2. Продукцию недлительного пользования.
  3. Разовые изделия, например, парфюмерия, косметика, лекарства, бытовая химия, предметы гигиены и иное.

Срок годности четко указывает на те временные границы¸ после которых продукция частично или полностью утрачивает заявленные свойства и не может более применяться по назначению. По истечении указанного периода товар признается негодным и опасным для здоровья. Некоторые продаваемые группы имеют два срока годности:

  • один отсчитывает общий период с момента производства, включая транспортировку и реализацию потребителю;
  • второй начинается с момента вскрытия упаковки.

К таким группам относят косметику, лекарства, продукты.

На протяжении всего времени указанной годности покупатель имеет право:

  1. Требовать обмена некачественного изделия или полного возврата денег.
  2. Возместить полученные убытки.

Отсутствие указанной на упаковке годности не означает, что покупатель не может предъявлять претензии. В этом случае следует руководствоваться общими законодательными нормами, которые разнятся в зависимости от вида товаров. Максимальная длительность — два года с момента покупки.

Срок эксплуатации

Периодом эксплуатации считается время, на протяжении которого имеющиеся товары, а также движимое и недвижимое имущество сохраняет 100% заявленных свойств. Этот термин чаще всего применяется по отношению к каким-то сложным конструкциям, которые были получены в результате взаимодействия товаров и услуг. Типичным примером являются здания и сооружения, они состоят из массы деталей, каждая из которых обладает характеристиками и сроком службы. Построенный дом имеет свой период эксплуатации, по окончании которого владельцу необходимо будет произвести капитальный ремонт или полную замену определенных материалов.

Время эксплуатации устанавливается для:

  1. Машин.
  2. Оборудования.
  3. Сложной промышленной техники.
  4. Строительных объектов.

Информация о времени эксплуатации позволяет рассчитать рентабельность приобретаемого объекта и оценить возможнее риски и потери.

Правила исчисления

Гарантийные периоды – это строго установленные сроки, которые не терпят приблизительного расчета. По этой причине потребителю крайне важно знать правила расчета, ведь при малейшей задержке, хотя бы на день, предъявить претензии он не сможет.

Исчисление гарантийного срока начинается с:

  1. Даты покупки товара или получения услуги.
  2. При отсутствии документов, подтверждающих время приобретения, ориентироваться следует на дату производства.
  3. Если продукция была куплена, но не передана сразу потребителю, то время отсчитывается с момента ее доставки. Примером может считаться доставка по почте, когда оплата производится раньше, чем начинается эксплуатация.
  4. Приобретение сезонных вещей имеет отдельный период отсчета. Купленные зимой босоножки начнут свой гарантийный расчет только с момента наступления летнего времени.

Гарантийное обслуживание для обязательных групп товаров является одним из условий послепродажного сервиса. Если изготовитель не устанавливает его срок, то это должен сделать продавец. А в случае отказа обеих сторон гарантировать качество следует прибегать к общим законным срокам, которые не превышают два года с момента покупки.

Гарантийный ремонт

Покупатель может обратиться к изготовителю, импортеру или продавцу с требованиями о проведении гарантийного ремонта. Этот вид устранения неполадок является одним из видов предъявления претензий, по поводу несоответствующего качества приобретенного изделия.

Производить гарантийное обслуживание и ремонт должны специализирующиеся на таких задачах техники. К большинству изделий прилагается вместе с гарантийным талоном и перечень адресов, по которым располагаются ремонтные мастерские. Для пользования их услугами потребитель должен:

  1. Выбрать нужный адрес и позвонить по указанному номеру телефона.
  2. Подробно описать возникшую проблему.
  3. Договориться о способе доставки изделия. Чаще всего вещи не громоздкие привозятся самим покупателем, а вот крупные забираются работниками фирмы или ремонтируются на месте.
  4. Предъявить технику документы на товар и гарантийный талон, в котором будет сделана отметка о том кто, когда и где его ремонтировал.

Прежде чем покупать изделие необходимо поинтересоваться тем, кто будет ремонтировать технику в случае поломки, и как она будет доставляться. При повторно обнаруженной проблеме одного и того же свойства может идти речь о замене товара на идентичный.

Права потребителя

Закон №2300-1 наделяет покупателей целым рядом прав. Они могут обменивать и возвращать товары или требовать их ремонта. Конечно, мало кто хочет тратить время на устранение недостатков, чаще всего при обнаружении изъянов или брака потребитель желает получить назад деньги или заменить некачественное изделие на иное, но это не всегда возможно. К товарам длительного пользования, на которые распространяется гарантия, могут применяться любые способы разрешения ситуации. А вот когда речь идет о технически сложных товарах, то потребитель имеет право:

  1. Обменять или вернуть их только в течение первых 14 календарных дней после оформления покупки. Данное правило распространяется только на те изделия, в которых были обнаружены недостатки, а качественная продукция обмену и возврату не подлежит.
  2. По прошествии двух недель выбор вариантов невозможен и рассчитывать в большинстве случаев можно только на ремонт. Из этого правила также есть исключения.

К технически сложным товарам относят:

  1. Самолеты, вертолеты.
  2. Автомобили, мотоциклы иные транспортные средства.
  3. Яхты, суда, катера.
  4. Оборудование для беспроводной и спутниковой связи.
  5. МФУ, мониторы с цифровым блоком управления.
  6. Компьютеры, ноутбуки, системные блоки, ПВЭМ.
  7. Мобильные телефоны и аксессуары к ним.
  8. Телевизоры, цифровые видео- и фотокамеры.
  9. Холодильники и морозильные камеры.
  10. Электроплиты, духовые шкафы.
  11. Посудомоечные и стиральные машины.
  12. Кондиционеры.

Права покупателя при возврате товара определяются по его принадлежности к тому или иному классу, а также при учете характеристик выявленной поломки.

Обмен товара

Обмен некачественной продукции – это наиболее распространенный вид устранения конфликтной ситуации. Для продавца он удобен тем, что не приходится возвращать деньги, а для покупателя скоростью замены.

 Закон о защите прав потребителя не устанавливает строгих сроков на обмен товара ненадлежащего качества, но оговаривает, что совершить его следует в минимальные периоды.

Заменить товар, по согласию с потребителем, можно не только на идентичный, но и на любой другой. К примеру, при обмене телевизора человек может взять другую модель или вообще оформить холодильник. Разница в цене погашается покупателем, если она превышает первоначальную, продавцом – при уменьшении.

Обмен некачественных товаров производится при учете желания самого потребителя, реализатор не имеет права навязывать свое мнение. Если человек хочет идентичное изделие, а его нет в наличии, то продавец обязан заказать товар и передать владельцу не позднее 30 дней с момента подачи письменного заявления.

Возврат денег

Возврат денежных средств зачастую самый желанный вариант для покупателя, но самый ненавистный для продавца. В отличие от обмена магазин при таком требовании несет убытки, так как возвращает деньги. Но отказать в реализации этого права будет нарушением со стороны продавца, если у гражданина существует законная возможность получить потраченные средства назад.

Вернуть деньги можно:

  1. В первые 14 дней, при условии, что продукция не входит в перечень технически сложных. Обоснованиями для возврата могут стать неподходящий цвет, размер или иные характеристики изделия.
  2. В течение всего срока гарантии, если был признан брак во всей партии, зарегистрированы частые однотипные поломки, обнаружены существенные недостатки, которые не позволяют эксплуатировать товар.

Продавцу по закону отводится 10 дней для выдачи потраченных денежных средств обратно потребителю.

Порядок предъявления претензий

Чтобы обменять товар, вернуть его или компенсировать расходы на его самостоятельный ремонт, покупатель должен придерживаться особой схемы поведения. Суть ее заключается в своевременном предъявлении претензий в магазин или завод-изготовитель.

Порядок оповещения о желании вернуть или обменять изделие, идентичен для всех случаев:

  1. Потребитель составляет заявление, в котором излагает суть проблемы и свои требования.
  2. Претензия подкрепляется документами, которые доказывают факт покупки и дату сделки.
  3. При подаче лично готовится два экземпляра заявления – один передается в магазин, второй остается на руках у заявителя, вместе с подписью принимающей стороны о получении своего экземпляра.
  4. При почтовой пересылке сохраняются чеки отправки.
  5. Выжидается положенный период рассмотрения таких претензий. Обычно он длится 30 дней, но может быть и большим для отдельных групп товаров.
  6. Получается требуемый результат.

Если продавец не желает урегулировать конфликт или заявляет о том, что случай не подпадает под Закон №2300-1, то гражданин имеет право обратиться в суд с исковыми требованиями на рассмотрение данной ситуации.

Судебная практика

Автозаводский районный суд г.Тольятти провел слушание по иску поданным покупателем, который приобрел мобильный телефон и впоследствии выявил в нем существенные недостатки, не позволяющие эксплуатировать устройство. Истец предъявил в качестве обоснования письменные выводы эксперта, который провел исследование и дал заключение о том, что поломка относится к заводскому браку, а не вызвана неправильной эксплуатацией.

В связи с предъявленными доказательствами и отказом магазина от удовлетворения требований покупателя заявитель просит:

  1. Взыскать всю стоимость телефона.
  2. Оплатить услуги эксперта и адвоката в полном объеме.
  3. Наложить штраф на продавца за невыполнение законных требований.
  4. Компенсировать причиненный моральный ущерб.

При рассмотрении дела суд принял сторону заявителя, так как его требования были не только законными, но и обоснованными. Однако исковые суммы удовлетворил не полностью. В части компенсации морального вреда и штрафных санкций их размер был уменьшен, по причине необоснованности их завышений. Но стоимость самого телефона взыскали в полном объеме.

Решение от 31 октября 2017 г. по делу № 2-9808/2017

Образцы документов

Претензия на некачественный товар

Добавить комментарий

Получите бесплатную консультацию юриста

+7 (499) 938-45-19
Москва

+7 (812) 467-30-91
Санкт-Петербург